Как предприниматель чуть не заплатил 100 000 ₽ за советские новогодние песни

У предпринимательницы была торговая точка на территории ледового катка. Сам каток принадлежал местной городской администрации. На массовых катаниях играли популярные зимние песни, среди них — «Звенит январская вьюга», «Кабы не было зимы», «Если снежинка не растает». Зима кончилась, сезон катания тоже, а предпринимательница получила претензию на 100 000 ₽ от Российского авторского общества — за то, что не купила лицензии на песни, которые звучали в её помещении.

Песня и её фонограмма — это интеллектуальная собственность 

Исключительные права на песню принадлежат певцу, композитору и автору стихов. Чтобы поставить песню у себя в кафе или магазине, нужно купить лицензию на песню. Сами певцы обычно такими бумажными делами не занимаются. За них это делает специальный орган по управлению правами — Российское авторское общество, оно же РАО.

Люди из РАО ходят к бизнесу, делают контрольные записи песен, а потом требуют компенсацию. За использование каждой фонограммы без лицензии автор может требовать компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽ (ст. 1229, ст. 1244 и ст. 1301 ГК РФ).

Популярность песни не означает, что её можно брать бесплатно.

Предпринимательница на претензию не ответила и получила повестку в суд. Уже летом шли судебные разбирательства: представители РАО показали суду видеозапись, на которой слышно музыку, и продолжили требовать 100 000 ₽ за новогодние песни. Тогда предпринимательница попросила судебную экспертизу записи. Эксперты сказали, что песни слышны с катка, а он принадлежит администрации. Значит, предпринимательница не должна платить компенсацию.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Помимо музыки, создать дружелюбную атмосферу помогает программа лояльности.

Сервис «ЭвоБонус» соберёт базу клиентов и покажет, что они покупают чаще всего. С ним вы сможете подстроиться под запросы аудитории, запустить актуальные акции и легко рассказать о скидках.

Установить «ЭвоБонус» →

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanynACPqa

История про новогодний потребительский экстремизм

Женщина заказала на известном маркетплейсе товары на 2400 ₽, забрала их в пункте выдачи утром 28 декабря, и оператор списала деньги. Днём женщина заметила, что оплату списали дважды. Она подала жалобу в техподдержку маркетплейса через личный кабинет, но на неё не ответили. Тогда 31 декабря она подала вторую жалобу. Её рассмотрели и 5 января вернули повторную оплату. 

Но женщина решила, что маркетплейс, как Баба Яга с детской ёлки, украл её Новый год. Она пошла в суд и потребовала заплатить пени за семь дней, что маркетплейс удерживал деньги, и 50 000 ₽ морального вреда. Объяснила, что для неё 2400 ₽ — большая сумма. Из-за двойного списания она расстроилась, а её ребенок остался без подарка. Почему требует так много, объяснила тратами на восстановление душевных сил. Чтобы как-то скрасить испорченный Новый год себе и ребёнку, на каникулах они ездили в Санкт-Петербург.

Суд присудил женщине 505 ₽: 5 ₽ пеней за удержание денег и 500 ₽ компенсации морального вреда. А про новогодний тур пояснил, что расходы на него были несоизмеримы с удержанной маркетплейсом суммой. Да и все аргументы про её страдания как-то не вязались с техническим сбоем.

🌲 Потребительский терроризм: что это и как с ним бороться

Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Создавайте карточки товаров в несколько кликов, массово редактируйте товары и синхронизируйте остатки на всех площадках. А ещё вы сможете анализировать, какие товары продаются на маркетплейсах лучше, а какие стоит вывести из продажи.

Узнать о сервисе

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanyoEhwvQ

Как предпринимателей унесло в двухлетний судебный спор из-за того, что у Деда Мороза шатался посох

Торговый центр заказал у предпринимательницы бетонные скульптуры Деда Мороза и Снегурочки. 29 декабря фигуры привезли для установки, но на посохе Деда Мороза заказчик обнаружил скол, а у Снегурочки возле подола не оказалось зайцев, которые были указаны в техническом задании. И главное — фигуры выглядели не как на картинке с техзадания. Компания отказалась подписывать акт. На следующий день от подрядчика приехал человек и обновил посох. Дальше все ушли на новогодние каникулы, а Дед Мороз и Снегурочка остались радовать посетителей торгового центра.

После каникул торговый центр вновь предъявил претензию: у Деда Мороза шатается посох. От предпринимательницы снова приехал ремонтник, но посох так и остался неустойчивым. Про зайцев рядом со Снегурочкой просто забыли. Торговый центр потребовал вернуть аванс 230 000 ₽, а подрядчик ответил требованием доплатить оставшиеся 124 000 ₽ за выполненный заказ.

Предпринимательница выиграла две инстанции: по мнению судей, шатающийся посох не повод затягивать оплату. Но третья инстанция вернула дело на новое рассмотрение. Суд решил, что заказчик не обязан платить полную сумму за некачественную работу, но и совсем не платить нельзя, ведь Дед Мороз и Снегурочка простояли у торгового центра все новогодние праздники. Сколько именно заказчик должен заплатить, нужно разбираться заново.

Выполненную работу нельзя оставлять без оплаты

Если подрядчик сделал работу плохо, заказчик может потребовать:

  • переделать работу;
  • уменьшить оплату;
  • пригласить нового подрядчика, и предъявить расходы — но только если так можно по договору (ст. 723 ГК РФ).