Кривой и дырявый сувенирный зонт

Тюменская Компания заказывает 2200 складных зонтов разных расцветок с фирменным логотипом — на сувениры. Она подписывает с Поставщиком договор и оплачивает 264 000 ₽. Когда товар привозят, выясняется, что зонты с заводским браком: купол болтается на прутьях, одна часть зонтов с мелкими дырками, другая — с тёмными пятнами. Компания заказывает экспертизу, по результатам которой эксперты делают вывод, что вся продукция не соответствуют ГОСТу для зонтов. Такие зонты не спасут от дождя и солнца — ими можно разве только любоваться. 

Компания требует у Поставщика назад деньги, а когда тот отказывает, идёт в суд.

Товар по качеству должен быть пригодным для тех задач, которые обычно выполняют такие изделия. Если для него есть ГОСТ или техрегламент, то поставщик обязан передать покупателю товар, который им соответствует. Но если покупатель сказал продавцу, что вещь нужна для каких-то других целей, то продавец обязан продать ему товар, пригодный для той задачи, которую указал покупатель, и в этом случае он может не соответствовать ГОСТу. 

Например, покупатель говорит, что покупает старую машину на запчасти. Это условие нужно отметить в договоре. Такая машина может не ездить и не соответствовать ГОСТу.

 (Ст. 469 ГК РФ).

Сувениров ГОСТы не касаются

В суде Компания показывает заключение о заводском браке и требует назад 264 000 ₽ за бесполезные зонты и 9480 ₽ платы за вынужденную экспертизу. Поставщик не соглашается: ему заказали сувениры, он их привёз.

Суд говорит, что Поставщик прав. Да, товар не соответствует ГОСТу для зонтов, но ведь  под сувенирами от осадков и солнца не укрываются. То есть поставленный товар — качественный, Поставщик ничего не должен. Тем более, Компания оставила у себя всю партию зонтов, хотя по договору в случае брака товар нужно вернуть Поставщику и только после этого требовать назад деньги. Компания проигрывает дело, но подаёт на апелляцию.

Гулять под сувенирным зонтом — можно!

Компания и Поставщик встречаются в суде на пересмотре. Компания зачитывает определение сувенирной продукции из толкового словаря. Там написано, что это предметы с логотипами для рекламы. Но это не отменяет требований к качеству. И тут случается поворот.

Суд соглашается с доводом Компании: сувенирная продукция должна быть пригодна для использования по назначению. То есть сувенирный зонт должен защищать человека от дождя и зноя. Поставщик же привёз дырявые хлипкие зонты, поэтому Компания вправе требовать деньги назад. То, что брак не вернули Поставщику, сути дела не меняет. Первое решение отменяют, Поставщика обязывают вернуть деньги и оплатить экспертизу — всего 273 480 ₽. Он обжалует решение в кассацию, но там ничего не меняют.

Если в товаре неисправимый брак, продавец обязан вернуть деньги или поставить новый товар. Выбор — деньги или новый товар — за покупателем (ст. 475 ГК РФ).