Животным лекарства, хозяевам — бонусы

Предпринимательница держит ветеринарную аптеку в небольшом городке Курской области. Аптека находится в её собственном помещении в одноэтажном торговом центре. На торговлю лекарствами для животных есть лицензия. 

Над входом с улицы у предпринимательницы весит вывеска 1,30 х 1,90 метра в фирменных сине-белых цветах. На ней написано название ветаптеки и перечислен ассортимент: лекарства, вакцины, корма, аксессуары. А также — надпись жёлтым цветом: «Первый месяц всем покупателям бонусная карта в подарок».

Однажды эта жёлтая надпись про бонусную карту заинтересовала местную прокуратуру, и к предпринимательнице пришли с проверкой выполнения закона о рекламе. Прокуроры говорят: просто название аптеки и ассортимент — это вывеска, её не надо ни с кем согласовывать. Но надпись про бонусную карту превратила вывеску в рекламную конструкцию. Её нужно согласовывать с городской администрацией, даже если она находится на собственном здании. 

В ветаптеке не оказывается нужных документов, а из администрации дают ответ, что ничего на неё не выдавали. Предпринимательница соглашается со всеми претензиями и убирает с фасада рекламную вывеску.

Но прокуратура всё же составляет акт и подаёт в суд, чтобы владелицу ветаптеки оштрафовали за незаконную рекламную конструкцию. Тогда предпринимательница решает побороться и для спора в суде нанимает юриста.

Чем грозит самовольное размещение рекламы на улице

Для установки рекламной конструкции на здании нужно разрешение местной администрации (ч. 9 ст. 19 закона № 38-ФЗ).

За установку без разрешения грозит штраф: для физлиц — от 1000 до 1500 ₽, для ИП — от 3000 до 5000 ₽. Для компаний штраф особо внушительный — от 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ (ст. 14.37 КоАП РФ). 

За рекламой на улицах города следит антимонопольная служба, она же ФАС. Реклама — их сфера надзора. Но иногда нарушения находят прокуроры. Они вправе завести дело об административном правонарушении в любой сфере, потому что их задача — надзор за исполнением законов в целом (ст. 28.1 КоАП РФ).

Бонусная карта – реклама или нет

Прокурор в суде говорит: на вывеске ветаптеки есть яркая жёлтая надпись про бонусную карту в подарок. Так написали, чтобы привлечь покупателей. Значит, это реклама, а сама вывеска — рекламная конструкция, которую повесили на фасаде без разрешения администрации. За такое полагается штраф, но, поскольку предпринимательница впервые нарушила закон, предлагаем заменить штраф на предупреждение.

Юрист от ветаптеки спорит: надпись про бонусную карту — это не реклама. Мы же тут не нахваливаем себя или свой товар, а просто сообщаем про возможность получить карту. 

Но суд делает вывод, что эта жёлтая надпись всё же реклама. Бонусную карту выдают, чтобы её владелец в будущем покупал товар со скидкой. Это создаёт интерес покупателей, а значит, является рекламой — по определению из закона.

Реклама — это любая информацию, которая формирует интерес клиентов к вам или вашему товару (ст. 3 закона № 38-ФЗ).

Судьи признают владелицу ветаптеки виновной в установке рекламной конструкции без разрешения, но она имеет статус малого предприятия, закон нарушила впервые, к тому же рекламу уже убрала. Поэтому суд соглашается, что штраф будет лишним, хватит и предупреждения. По жалобе предпринимательницы дело пересматривают в апелляции, но предупреждение оставляют в силе.

Почему предпринимательница так упорно спорила, хотя реальный штраф ей не грозил

Даже если суд заменил штраф на предупреждение, всё равно считается, что административное правонарушение было. А это значит, что в следующий раз такой поблажки уже не будет. 

Если бы суд признал предпринимательницу невиновной в нарушении закона о рекламе, она бы не получила статус нарушителя. И при следующей ошибке снова был бы шанс отделаться предупреждением, а не штрафом.

Памятка предпринимателям про рекламу

🗣 Рекламой считается любая информация, которая привлекает клиентов. Информация о бонусных картах и других программах лояльности — тоже реклама. То есть при продвижении программ лояльности нужно соблюдать закон о рекламе № 38-ФЗ.

🗣 Реклама не должна поливать грязью конкурентов, врать, побуждать к насилию. Подробно требования к рекламе прописаны в ст. 5 закона № 38-ФЗ.

🗣 Реклама на уличных щитах и баннерах — это рекламные конструкции. Их нужно согласовывать с местной администрацией. А если такая конструкция размещается на чужом здании, вдобавок нужно заключать договор с собственником и платить ему за аренду фасада. Порядок прописан в ст. 19 закона № 38-ФЗ.

Запускайте бонусные и дисконтные программы без юридических рисков

Превращайте разовых покупателей в постоянных клиентов, увеличивайте прибыль и растите средний чек — подключите программу лояльности «ЭвоБонус»:

✅ Установите приложение на кассу.

✅ Добавляйте клиентов и начисляйте им бонусы.

✅ Сообщайте о скидках и акциях с помощью смс и пуш-уведомлений.

✅ Смотрите подробную аналитику в личном кабинете Эвотора.

От 0 ₽ в месяц!

На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2Ranymz9bLU