Реклама на английском или нет?

Орловская Компания занимается разработкой программного обеспечения. Чтобы найти новых программистов, Компания заказывает на городском баннере объявление со своими контактами и таким текстом:

Наружную рекламу контролирует антимонопольная служба — ФАС. Антимонопольщики замечают баннер, приглашают Компанию на разбирательство и признают объявление ненадлежащей рекламой. Мол, текст составлен на иностранном языке — английском, его смысл поймёт не каждый человек. ФАС выносит предписание убрать рекламу и больше нигде её в таком виде не публиковать.

В рекламе не допускаются иностранные слова и фразы, которые могут исказить её смысл. Реклама разрешена на русском языке и на языке республики, входящей в состав России (п. 1 ч. 5 ст. 5 и ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, ч. 2 ст. 3 Закона о государственном языке в РФ).

Компания считает, что антимонопольщики в корне неправы. Во-первых, на их баннере изображён фрагмент авторского кода на языке программирования С++, а не на английском. Во-вторых, они разместили вакансию — то есть объявление о поиске сотрудников-программистов. А вакансия — это не реклама, она не продвигает ни товары, ни услуги, ни саму компанию. Компания нанимает юриста и идёт в суд обжаловать предписание антимонопольщиков.

Для тех, кто с Эвотором

Сервис Эвотора «Книга учёта доходов и расходов» самостоятельно посчитает сумму авансовых платежей. Вам не придётся тратить время на утомительные расчёты.

Попробовать сервис

На правах рекламы ООО “Эвотор” 2RanynrXpzU

Суд, экспертизы, соцопросы

В суде Компания говорит, что они разместили вакансию на языке программирования, а не рекламу на иностранном. Она предназначена для программистов. Людей в заблуждение никто не вводил.

Антимонопольщики продолжают спорить. Компания рекламировала работу у себя. Для проходящих мимо баннера людей это воспринимается как обычная реклама. Текст составлен на английском, и он может запутать. Налицо реклама на иностранном языке с искажённым смыслом, которая запрещена по закону. Компания обязана убрать баннер и больше этот креатив нигде не размещать. 

Вопрос о языке решают задать экспертам. Зовут инженера-программиста и специалистов из Орловского госуниверситета: кандидата, доцента и доктора технических наук и кандидата филологических наук. Их заключения такие:

  • Программист: на баннере фрагмент кода на языке программирования С++. Если нарушить последовательность символов, будет сбой программы. Это своего рода тест на знание С++.
  • Кандидаты технических наук: да, это фрагмент кода на С++. Язык программирования нужен, чтобы писать программы, люди между собой на нём не общаются. 
  • Филолог: в тексте нет местоимений, артикля и окончания, поэтому это не английский язык.

Антимонопольщики же в защиту своей правоты приносят письмо от кандидатов филологических наук и соцопрос из другого Орловского университета. Вот их мнение:

  • Филологи: в тексте есть английские слова, которые переводятся как «если, нужда, работа, иметь, навык, идти, к». Такое сочетание слов воспринимается как призыв работать в Компании. 
  • Данные соцопроса: опросили 200 человек, 101 из которых посчитал баннер рекламой, в том числе 72 человека увидели на нём рекламу вакансии.

Суд смотрит все заключения и делает такой вывод.

На баннере действительно изображён фрагмент кода, а не текст на английском. Кроме того, Компания не рекламирует ни себя, ни свои услуги, а предлагает работу узкому кругу людей — программистам. Таким способом она одновременно разместила вакансию и тестовое задание. Предложение о работе не попадает под определение рекламы, а к вакансии никаких требований по языку нет. Антимонопольщики не правы, их предписание незаконно, Компания не обязана убирать свой баннер.

Реклама — это информация для всех людей, которые её увидят. Цель рекламы — привлечь внимание к товару, услуге, бренду, сформировать к ним интерес и продвинуть на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Требования к рекламе не касаются обычных объявлений компаний и предпринимателей (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

Антимонопольщики не сдаются и пишут апелляционную жалобу.

Два пересмотра и точка в деле

В суде на пересмотре у ФАС появляется новый аргумент. Объявление размещено на специальной рекламной конструкции, и его видят все проходящие мимо люди — значит, Компания рекламируется. И, кстати, по данным соцопроса большинство видит на баннере рекламу.

Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках.

«Управление ассортиментом» сейчас работает с Яндекс Маркетом, Озоном, СберМаркетом и Вайлдберрис.

Узнать о сервисе

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranyn1jHoe

Судьи из апелляции читают заключения экспертов и соцопросы и тоже встают на сторону Компании. Рекламой это быть не может, потому что Компания зовёт работать к себе, а не продвигает услуги по трудоустройству. И неважно, что вакансия размещена на рекламной конструкции, место не сделало её рекламой. Компания права, а антимонопольная служба — нет.

ФАС идёт ещё выше и пишет жалобу в кассационную инстанцию. Но там в очередной раз раз подтверждают, что вакансия Компании не является рекламой на иностранном языке.