Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками
Истории

Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками

В 2015 году компания из Орла разместила на городском баннере вакансию на языке программирования. Баннер заметили в антимонопольной службе и сказали убрать, чтобы реклама на иностранном языке не сбивала с толку людей. Компания не послушалась и стала спорить: суды длились год, дело прошло три инстанции, по нему высказались восемь разных экспертов. Узнайте, чем всё кончилось.

Реклама на английском или нет?

Орловская Компания занимается разработкой программного обеспечения. Чтобы найти новых программистов, Компания заказывает на городском баннере объявление со своими контактами и таким текстом:

Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками, фото 2

Источник: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А48-574/2016

Наружную рекламу контролирует антимонопольная служба — ФАС. Антимонопольщики замечают баннер, приглашают Компанию на разбирательство и признают объявление ненадлежащей рекламой. Мол, текст составлен на иностранном языке — английском, его смысл поймёт не каждый человек. ФАС выносит предписание убрать рекламу и больше нигде её в таком виде не публиковать.

В рекламе не допускаются иностранные слова и фразы, которые могут исказить её смысл. Реклама разрешена на русском языке и на языке республики, входящей в состав России (п. 1 ч. 5 ст. 5 и ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, ч. 2 ст. 3 Закона о государственном языке в РФ).

Компания считает, что антимонопольщики в корне неправы. Во-первых, на их баннере изображён фрагмент авторского кода на языке программирования С++, а не на английском. Во-вторых, они разместили вакансию — то есть объявление о поиске сотрудников-программистов. А вакансия — это не реклама, она не продвигает ни товары, ни услуги, ни саму компанию. Компания нанимает юриста и идёт в суд обжаловать предписание антимонопольщиков.

Для тех, кто с Эвотором

Сервис Эвотора «Книга учёта доходов и расходов» самостоятельно посчитает сумму авансовых платежей. Вам не придётся тратить время на утомительные расчёты.

Попробовать сервис

Суд, экспертизы, соцопросы

В суде Компания говорит, что они разместили вакансию на языке программирования, а не рекламу на иностранном. Она предназначена для программистов. Людей в заблуждение никто не вводил.

Антимонопольщики продолжают спорить. Компания рекламировала работу у себя. Для проходящих мимо баннера людей это воспринимается как обычная реклама. Текст составлен на английском, и он может запутать. Налицо реклама на иностранном языке с искажённым смыслом, которая запрещена по закону. Компания обязана убрать баннер и больше этот креатив нигде не размещать. 

Вопрос о языке решают задать экспертам. Зовут инженера-программиста и специалистов из Орловского госуниверситета: кандидата, доцента и доктора технических наук и кандидата филологических наук. Их заключения такие:

  • Программист: на баннере фрагмент кода на языке программирования С++. Если нарушить последовательность символов, будет сбой программы. Это своего рода тест на знание С++.
  • Кандидаты технических наук: да, это фрагмент кода на С++. Язык программирования нужен, чтобы писать программы, люди между собой на нём не общаются. 
  • Филолог: в тексте нет местоимений, артикля и окончания, поэтому это не английский язык.

Антимонопольщики же в защиту своей правоты приносят письмо от кандидатов филологических наук и соцопрос из другого Орловского университета. Вот их мнение:

  • Филологи: в тексте есть английские слова, которые переводятся как «если, нужда, работа, иметь, навык, идти, к». Такое сочетание слов воспринимается как призыв работать в Компании. 
  • Данные соцопроса: опросили 200 человек, 101 из которых посчитал баннер рекламой, в том числе 72 человека увидели на нём рекламу вакансии.

Суд смотрит все заключения и делает такой вывод.

На баннере действительно изображён фрагмент кода, а не текст на английском. Кроме того, Компания не рекламирует ни себя, ни свои услуги, а предлагает работу узкому кругу людей — программистам. Таким способом она одновременно разместила вакансию и тестовое задание. Предложение о работе не попадает под определение рекламы, а к вакансии никаких требований по языку нет. Антимонопольщики не правы, их предписание незаконно, Компания не обязана убирать свой баннер.

Реклама — это информация для всех людей, которые её увидят. Цель рекламы — привлечь внимание к товару, услуге, бренду, сформировать к ним интерес и продвинуть на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

Требования к рекламе не касаются обычных объявлений компаний и предпринимателей (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

Антимонопольщики не сдаются и пишут апелляционную жалобу.

Два пересмотра и точка в деле

В суде на пересмотре у ФАС появляется новый аргумент. Объявление размещено на специальной рекламной конструкции, и его видят все проходящие мимо люди — значит, Компания рекламируется. И, кстати, по данным соцопроса большинство видит на баннере рекламу.

Начать торговать на маркетплейсах вам поможет сервис GoMarket от Эвотора. GoMarket возьмёт на себя всё, что обычно вызывает трудности: поможет разобраться в площадке, заведёт карточки товаров, разместит вашу продукцию и подскажет, как доставить заказы.

GoMarket сейчас работает с Яндекс Маркетом, Озоном, СберМаркетом, а скоро добавится Вайлдберрис.

Узнать о сервисе

Судьи из апелляции читают заключения экспертов и соцопросы и тоже встают на сторону Компании. Рекламой это быть не может, потому что Компания зовёт работать к себе, а не продвигает услуги по трудоустройству. И неважно, что вакансия размещена на рекламной конструкции, место не сделало её рекламой. Компания права, а антимонопольная служба — нет.

ФАС идёт ещё выше и пишет жалобу в кассационную инстанцию. Но там в очередной раз раз подтверждают, что вакансия Компании не является рекламой на иностранном языке.

Опубликовали 18 июля 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий

Судебные дела