Хорошие условия франшизы

Предприниматель Смирнов хочет открыть кофейню в Москве. Идею стартовать с нуля отметает и решает купить франшизу известной сетевой кофейни «Cofe tut». Владелец бренда «Квадрат» озвучивает условия: даём бренд, раскрываем секрет производства — или ноу-хау, помогаем за два месяца запустить фирменную точку, обучить барменов и настроить логистику. После запуска тоже всячески поддерживаем. Всё это — за паушальный взнос в 499 000 ₽.

В октябре 2019 года Смирнов и «Квадрат» подписывают лицензионный договор на коммерческое обозначение «Cofe tut» и ноу-хау. Дальше подписывают акт приёмки бренда и франшизного пакета. И через два дня Смирнов переводит франчайзеру паушальный взнос 499 000 ₽.

Коммерческое обозначение — это название и фирменный логотип бизнеса для вывесок и рекламы. Оно не вписано в учредительные документы и вообще нигде не зарегистрировано. Коммерческое обозначение получает силу бренда, если стало известно в городе. Компании и предприниматели могут продавать лицензии на свои коммерческие обозначения (ст. 1539 РФ).

Ноу-хау или секрет производства — любые сведения о технологиях, экономике и управлении людьми, которые позволяют бизнесу зарабатывать. Сила ноу-хау в его неизвестности всем остальным, поэтому владелец секрета защищает его от утечки. Ноу-хау можно продавать и зарабатывать на этом (ст. 1465 ГК РФ).

Несостоявшийся запуск

Смирнов получает по электронной почте презентацию по открытию кофейни, инструкции для переговоров с арендодателями, ведению соцсетей, установке вывески, общению с сотрудниками и бланки договоров. А ещё — zip-файлы с бренд-буком «Cofe tut» и образцы фирменной полиграфии. 

Дальше Смирнов начинают искать в Москве локацию для кофейни. Менеджеры франчайзера общаются со Смирновым по WhatsApp и в CRM системе: предлагают варианты помещений и консультируют по договорам аренды. Так проходит четыре месяца, но Смирнов не может определиться с местом. Запуск стопорится, а предприниматель начинает разочаровываться в покупке.

В феврале Смирнов решает, что хватит возиться с неудавшейся идеей и пишет «Квадрату» претензию с требованием вернуть паушальный взнос в полмиллиона. Франчайзер отказывает, Смирнов подаёт в суд.

Секрет производства не то, чем кажется

В суде Смирнов утверждает, что франчайзер ввел его в заблуждение. Он платил полмиллиона за бренд и секрет успешной кофейни, а получил бумаги и рисунки. Никакие это не уникальные сведения, а обычная информация, которую о сети кофеен «Cofe tut» может получить каждый. У «Квадрата» нет даже режима коммерческой тайны. Еще до кучи: коммерческое обозначение можно продавать, только если оно используется и раскручено, а «Квадрат» сам кофейнями не занимается, своё ноу-хау на баланс не поставил. Смирнов просит взыскать с франчайзера 499 000 ₽ паушального взноса, 12 000 ₽ процентов за пользование чужими деньгами и 90 000 ₽ платы за помощь юристов.

Сделка с заблуждением — это когда при заключении договора одна сторона очень искусно запутала другую. Сторона, которую запутали, вправе отменить сделку через суд и забрать обратно то, что она передала, в том числе деньги, которые заплатила (ст. 178 ГК РФ).

Представитель «Квадрата» отвечает, что франчайзер сделал обещанное: передал бренд и всю информацию для открытия кофейни. Запуск не состоялся только из-за того, что Смирнов не выбрал помещение, хотя ему предлагали множество вариантов. Это подтверждают более 40 писем на WhatsApp. Без помещения франчайзер просто физически не смог перейти к следующим этапам — фирменному ремонту, поиску барменов и рекламе.

Суд выслушивает стороны, смотрит лицензионный договор и скриншоты переписок и делает вывод, что Смирнов не прав. Секрет производства в бизнесе — это не какая-то волшебная информация, а опыт, который собрали, проанализировали и упорядочили. Опыт чужого бизнеса позволяет новому бизнесу быстро запуститься с минимальными издержками. 

«Квадрат» передал свой опыт в инструкциях и личных консультациях. Информация от франчайзера недоступна другим, Смирнов получил её по личной электронке за те самые полмиллиона, а не скачал в интернете. Гриф «коммерческая тайна» для ноу-хау необязателен. Запуск зависел от него самого, франчайзер не пытался его облапошить. Остальные аргументы — не по делу.

Суд отказывает Смирнову в возврате денег. Он идёт в вышестоящие суды. Но апелляция, кассация и даже  Верховный Суд не находят причин считать Смирнова обманутым.

Мы изменили фамилию и название участников этого дела

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО “Эвотор”

Жиза советует