Как магазин, покупатель и поставщик спорили, по чьей вине утонул лодочный мотор
Истории

Как магазин, покупатель и поставщик спорили, по чьей вине утонул лодочный мотор

Барнаульский магазин продал мужчине надувную лодку, купленную у поставщика. Мужчина установил на неё мотор, который снесло волной на реке. Выяснилось, что на лодке нет нужного крепления. И пошли суды за убытки: сначала мужчины и магазина, а потом магазина и поставщика. Узнайте, кто, сколько и у кого отсудил.

Как утонул мотор

Весной 2013 году розничный Магазин закупает у Поставщика надувную лодку и выставляет на продажу. Лодку покупает Комаров, а к ней берёт мотор в другом магазине и сам его устанавливает. 

На лодке с мотором Комаров выходит в проток реки Обь. Навстречу идёт другая лодка, Комаров пересекает волну от неё, и в этот момент мотор отрывается от лодки «с мясом», падает в воду и тонет. Комаров нанимает водолазов, те пытаются найти мотор, но из-за вязкого ила им это не удаётся.

Магазин получает от Комарова претензию: верните 48 300 ₽ за повреждённую лодку и 111 000 ₽ за утонувший мотор. Оказалось, что для надёжного крепления мотора на лодке нужен рым-болт — специальное кольцо из металла. На лодке его не было, а в инструкции к ней об этом ни слова. Но Магазин не считает себя виноватым.

Суд магазина с покупателем

Конфликт Магазина с Комаровым доходит до суда. Юристы Комарова с помощью экспертизы доказывают, что по ГОСТу для установки мотора на этой модели надувной лодки нужно кольцо. Суд признаёт это дефектом, а инструкцию — плохим информированием потребителя. Комаров выигрывает 48 300 ₽ за лодку и 111 000 ₽ за утонувший мотор. Плюсом суд обязывает Магазин заплатить Комарову: неустойку 48 300 ₽ за просрочку возврата денег, моральный вред 5000 ₽ и 106 300 ₽ штрафа за отказ решить проблему миром. Также Магазин обязывают заплатить 5 400 ₽ пошлины за суд.

Всего Магазин теряет 324 300 ₽ и получает назад лодку с дефектом.

Товар по качеству должен подходить под заявленное назначение. К нему должна прилагаться информация по безопасному использованию, в том числе, в инструкции (ст. 469 ГК РФ).

За некачественный товар продавец обязан вернуть розничному покупателю деньги. А за неполную информацию о товаре — возместить убытки и моральный вред. Деньги за товар продавец возвращает в течение 10 дней, иначе насчитывается пеня 1 % за каждый день. Если продавец довёл спор до суда, он дополнительно платит покупателю штраф в половину присужденной суммы (ст. 4, 10, 12, 13, 14, 18 и 22 Закона о правах потребителей).

Первый суд магазина с поставщиком

Магазин выплачивает Комарову деньги, но такой исход его не устраивает: лодку с дефектом и неполной инструкцией ему продал Поставщик, и Магазин подаёт на него в суд. Он требует заменить лодку на новую и выплатить 324 900 ₽: заплаченные Комарову за утонувший мотор со всеми штрафами и компенсациями плюс потраченные на юриста в суде с ним.

Поставщик обязан заменить покупателю товар с дефектом, который ему вернул розничный покупатель, если в договоре поставки нет обязанности вернуть деньги (п. 2 ст. 518 ГК РФ).

Магазин рассказывает в суде всю историю, как покупатель купил у них лодку, установил мотор, потерял его на реке и отсудил деньги.

Поставщик отвечает, что эта лодка вообще не под мотор. Магазин потерял столько денег, потому что на розницу распространяется Закон о правах потребителей, по которому за товары с дефектами полагается большая неустойка и штраф. А на поставщика ответственность розничного магазина не переходит.

Суд расставляет всё по местам. По ГОСТу на такую лодку мотор все-таки крепить можно. Значит, должно быть кольцо для троса или информация в инструкции про необходимость установки. Поставщик должен заменить Магазину лодку на новую. А вот выплаты розничному покупателю — это и правда тяжкое бремя любого магазина. 

В итоге Поставщика обязывают заменить Магазину дефектную лодку на новую. 

Магазин пишет апелляционную жалобу.

Второй суд магазина с поставщиком

На пересмотре Магазин соглашается, что Поставщик не обязан возмещать выплаты потребителю. Однако считает, что стомость утонувшего мотора 111 000 ₽ к таковым не относится. И суд с ним внезапно соглашается.

Мотор за 111 000 ₽ оторвался и утонул из-за невнятной инструкции. Товар с такой инструкцией — некачественный. Поставщик должен возместить убытки. А они у Магазина заключаются в выплате покупателю стоимости мотора.

Если контрагент исполнил договор с нарушением закона, он обязан компенсировать все убытки другому контрагенту (ст. 393 ГК РФ).

Суд обязывает Поставщика заплатить Магазину 111 000 ₽. Теперь уже исходом недоволен Поставщик, он пишет кассационную жалобу.

Третий суд магазина с поставщиком

Магазин и Поставщик встречаются в третьем суде. Кассационный суд ставит точку: всё-таки Магазин должен был рассказать розничному покупателю про крепление мотора сам, раз в инструкции этой информации нет. Магазин специализируется на продаже лодок и товаров к ним. То есть он — профи и обязан консультировать покупателя так, чтобы закрыть вопрос безопасносной эксплуатации. 

Второе решение суда отменяют, первое оставляют в силе: Магазин получает от Поставщика только новую лодку, а денег — ноль. 

Опубликовали 11 мая 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий

Судебные дела