Как клиент бился за право съесть принесённый в ресторан бургер
Истории

Как клиент бился за право съесть принесённый в ресторан бургер

В Ульяновский ресторан пришёл клиент, заказал еду, а потом достал бургер, который купил в другом кафе. Клиенту сказали, что со своим нельзя, бургер попросили убрать. Тогда клиент написал жалобу в Роспотребнадзор. Он требовал, чтобы ресторан оштрафовали за ущемление прав потребителей. Ведь еду-то он заказал.

«Комплексный обед»

В ресторан приходит посетитель и заказывает суп. Суп приносят, и мужчина достаёт бургер, который купил в другом кафе. Но тут к нему подходит официант и говорит, что бургер он съесть не может. Мол, об этом сказано в объявлении на стене: «Уважаемые гости! Согласно закону „О правилах предоставления услуг общественного питания“ приносить с собой и употреблять какие-либо блюда и напитки со сторонних предприятий запрещено!». Мужчина доедает суп и идёт защищать свои права.

Обиженный посетитель ресторана пишет жалобу в прокуратуру. Его главный аргумент — ни в одном законе не написано, что в общепит нельзя со своей едой. Ресторан повесил хитровыдуманную вывеску, чтобы намеренно обманывать простых людей. Мужчина требует, чтобы ресторан оштрафовали за обман и ущемление прав потребителей. Прокуроры отдают жалобу по подведомости — в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор штрафует за обман и введение в заблуждение потребителей. Штраф для ИП — до 30 000 ₽, для компаний — до 500 000 ₽ (ст. 14.7 КоАП РФ).

Ещё есть наказание за нарушение других прав клиентов по Закону о защите прав потребителей и Правилам оказания услуг общепита: максимальный штраф для ИП — 2 000 ₽, для компаний — до 20 000 ₽ (ст. 14.8 КоАП РФ).

Инспекторы проверяют ресторан, но нарушений не находят. Заведение общепита имеет право запретить есть свою еду, поэтому на ресторан даже не заводят дело об административном правонарушении. Про штраф и речи не идёт.

Мужчина обжалует решение в Федеральный Роспотребнадзор, но там тоже отказываются штрафовать ресторан. Тогда мужчин подаёт на Роспотребнадзор в суд. Он требует, чтобы суд заставил инспекторов завести дело и наконец-то оштрафовать ресторан.

Суп как личная подпись

В суде мужчина говорит, что и ресторан, и Роспотребнадзор нарушают закон: 

  1. Ресторан обманывает посетителей табличкой о запрете приносить еду с собой и ущемляет права клиентов, которые её принесли. Никакого закона «О правилах предоставления услуг общественного питания» не существует. Нигде в законах не сказано, что общепит может запретить приходить со своим. Ресторан обязан обслужить каждого человека, готового у них поесть, а он не только был готов, но даже заказал суп. 
  2. Роспотребнадзор не прав, когда утверждает, что заведение общепита может устанавливать правила поведения для клиентов. 

Суд не поддерживает мужчину и делает такие выводы. Приготовление блюд — это бизнес общепита, поэтому ресторан имеет полное право запретить употреблять принесённые с собой еду и напитки. Главное — вывесить такие правила на видном месте, чтобы клиенты о них знали.

Заведение вправе самостоятельно устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие законам (п. 4 Правил оказания услуг общепита). Пункт о запрете своей еды можно включить во внутренние правила поведения в заведении.

Ресторан запретил посетителю есть свой бургер, потому что имел на это полное право. Объявление о запрете висело на стене — мужчина был в курсе. Покупая суп, клиент согласился с этим правилом. Ему не отказали в обслуживании: продали суп и разрешили сидеть за столиком. То есть никакие права посетителя ресторан не ущемил, а ошибка в названии закона в объявлении не играет никакой роли. Ульяновский Роспотребнадзор и Федеральное управление были правы, когда отказались штрафовать ресторан.

Мужчина обжалует решение в апелляцию, но там не говорят ничего нового.

Опубликовали 22 ноября 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий

Судебные дела