- Истории
- Деньги с потолка: как магазин получил компенсацию за потоп
24 декабря 2021
Деньги с потолка: как магазин получил компенсацию за потоп
Орловский предприниматель снимал помещение под магазин в торговом центре. Однажды у соседей сверху прорвало трубу, и магазин сильно залило водой. Предприниматель посчитал убыток и предъявил его владельцам торгового центра. Но те перевели стрелки на верхнего арендатора: ведь это он недосмотрел за трубами. В итоге магазин получил деньги за ущерб через суд. Как думаете, с кого?
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Потоп выходного дня
Компания «Трим» торгует газовым оборудованием и промтоварами в небольшом магазине на первом этаже двухэтажного торгового центра. Торговый центр принадлежит компании «Викинги». А помещение над магазином арендует ИП Сотников.
Однажды в воскресенье утром в магазине начинает течь с потолка. Директор магазина Демидов поднимается в офис сверху, но в выходной там никого нет. У администрации торгового центра нет ключа от офиса арендатора. Все вместе они звонят верхнему арендатору Сотникову, тот приезжает и оказывается, что в его санузле прорвало трубу. Сотников перекрывает воду. Но магазин уже прилично затопило: намокли стены, мебель, ноутбук и товары в картонных коробках. Директор магазина снимает всё на видео и фотографирует.
На следующий день Демидов вызывает полицию. Полицейский записывает повреждения в протокол. Верхнего арендатора опрашивают: он не отрицает, что трубу прорвало в его санузле. В этот же день Демидов приглашает в магазин эксперта, и они составляют акт затопления и порчи имущества. Демидов считает стоимость повреждённого имущества по накладным, получается 1 029 000 ₽. Эту сумму «Трим» предъявляет торговому центру — ведь это они не отследили аварийную трубу. Но те перекладывают вину на верхнего арендатора — ведь это он оставил санузел без присмотра. В итоге «Триму» никто не платит и он подает в суд на торговый центр.
Обязанность возместить материальный ущерб
Если имущество человека, ИП или организации испортилось, виновник должен заплатить. Сумма должна быть такой, чтобы можно было купить новую вещь или отремонтировать испорченную. Чтобы получить с виновника деньги, надо доказать следующее:
— убыток причинил именно виновник;
— виновник нарушил закон или договор;
— имущество повредилось на конкретную сумму.
А виновник может доказать, что не виноват, тогда с него снимается ответственность (ст. 15 и 1064 ГК РФ, п.12 Постановления Пленума ВС РФ № 25).
Кто в ответе за аварию
В суде «Викинги» продолжают обвинять в потопе верхнего арендатора Сотникова. Он поставил на дверь свой замок и никому не дал ключ от неё. Представители торгового центра не могли контролировать состояние его санузла. И по договору аренды Сотников обязан делать в помещении текущий ремонт. Так что пусть он платит за потоп. А сумма убытков по накладным в миллион рублей сомнительна, подозреваем подвох.
Сотников тоже не согласен с миллионом. Где доказательства, что именно столько товара было в тот день в магазине?
«Трим» решают подстраховаться и просят у суда экспертизу цены ущерба. Суд соглашается, «Трим» платит за это 30 000 ₽. Через два месяца эксперты присылают заключение: товара и мебели в магазине испортилось на 375 000 ₽. «Трим» снижает требования с миллиона до этой суммы. Но для торгового центра это последняя удача.
Мнение суда такое. Лопнувшая труба — это авария, то есть ситуация из ряда вон. За аварии отвечает собственник помещения. И аварии не зависят от того, делали текущий ремонт или нет. Торговый центр мог контролировать состояние труб арендатора: у них есть такое право по договору с Сотниковым. В общем, верхний арендатор тут не при чем. Залитому магазину должны заплатить «Викинги», с них 375 000 ₽ за залив, 30 000 ₽ за экспертизу и 10 000 ₽ за госпошлину за рассмотрение дела.
«Трим» устраивает сумма, Сотников выдыхает. Но «Викинги» подают на пересмотр.
Кто обязан ремонтировать недвижимость
За состоянием недвижимости обязан следить собственник. На нём все риски по ущербу от водопровода, электропроводки, строительных конструкций и упавшего куска штукатурки (ст. 210 ГК РФ).
Но когда помещение сдали в аренду, распределение обязанностей по ремонту меняется. По умолчанию арендатор отвечает за текущий ремонт: подкрасить, заменить детали. А арендодатель — за капитальный: починить крышу, заменить трубы и проводку. Обязанность текущего и капитального ремонта в договоре аренды можно перераспределить, например, переложить оба ремонта только на одну сторону (ст. 616 ГК РФ).
Это же заговор!
В апелляционном суде «Викинги» уже не отрицают вину в потопе, но генерируют новые аргументы. По их мнению, газовое оборудование и детали не могли испортиться от воды. Мебель в магазине набухла от влажной уборки. Экспертизу провели без них, и возможно, что-то подтасовали. И вообще: оба арендатора сговорились, чтобы срубить деньги с торгового центра.
Но ни один из аргументов не действует на судей. Торговый центр приглашали на экспертизу: можно было своими глазами увидеть, как считали намокшие вещи. Товары затопленного магазина — технически сложные, поэтому неустойчивы к воде. А про заговор — ну такое.
Суд оставляет решение в силе, «Викинги» по прежнему должны магазину деньги.
«Викинги» пишут кассационную жалобу и собирают в ней вообще всё: верхний арендатор запер дверь и недосмотрел, промтовары можно мочить, цена убытка — с потолка. Но суд кассации оставляет в силе обязанность «Викингов» заплатить магазину.
Мы изменили фамилии и названия участников этого дела.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на получение сообщений рекламного характера
Судебные дела
3246
3717
4044
3060
1850
1802
1908
6025
2743
2302
2656
3399
4071
3925
2359
3401
2488
3141
2724
2183
755
2109
495
2373
1177
699
3031
2212
5815
1411
1477
1673
780
734
1506
17973
1606
586
1021
850
828
594
757
540
970
633
755
4148
2053
581
865
773
648
1976
1173
586
709
625
863
1643
675
2955
902
1302
840
660
Что скажете?