- Истории
- Как магазин, покупатель и поставщик спорили, по чьей вине утонул лодочный мотор

11 мая 2022
Как магазин, покупатель и поставщик спорили, по чьей вине утонул лодочный мотор
Барнаульский магазин продал мужчине надувную лодку, купленную у поставщика. Мужчина установил на неё мотор, который снесло волной на реке. Выяснилось, что на лодке нет нужного крепления. И пошли суды за убытки: сначала мужчины и магазина, а потом магазина и поставщика. Узнайте, кто, сколько и у кого отсудил.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Как утонул мотор
Весной 2013 года розничный магазин закупает у поставщика надувную лодку и выставляет на продажу. Лодку покупает Комаров, а к ней берёт мотор в другом магазине и сам его устанавливает.
На лодке с мотором Комаров выходит в проток реки Обь. Навстречу идёт другая лодка, Комаров пересекает волну от неё, и в этот момент мотор отрывается от лодки, падает в воду и тонет. Комаров нанимает водолазов, те пытаются найти мотор, но из-за вязкого ила им это не удаётся.
Магазин получает от Комарова претензию: верните 48 300 ₽ за повреждённую лодку и 111 000 ₽ за утонувший мотор. Оказалось, что для надёжного крепления мотора на лодке нужен рым-болт — специальное кольцо из металла. На лодке его не было, а в инструкции к ней об этом ни слова. Но магазин не считает себя виноватым.
Конфликт магазина с Комаровым доходит до суда. Юристы Комарова с помощью экспертизы доказывают, что по ГОСТу для установки мотора на этой модели надувной лодки нужно кольцо. Суд признаёт это дефектом, а инструкцию — плохим информированием потребителя. Комаров выигрывает 48 300 ₽ за лодку и 111 000 ₽ за утонувший мотор. Плюсом суд обязывает магазин заплатить Комарову неустойку 48 300 ₽ за просрочку возврата денег, моральный вред 5000 ₽ и 106 300 ₽ штрафа за отказ решить проблему миром. Также магазин обязывают заплатить 5400 ₽ пошлины за суд.
Всего магазин теряет 324 300 ₽ и получает назад лодку с дефектом.
Товар по качеству должен подходить под заявленное назначение. К нему должна прилагаться информация по безопасному использованию, в том числе в инструкции (ст. 469 ГК РФ).
За некачественный товар продавец обязан вернуть розничному покупателю деньги. А за неполную информацию о товаре — возместить убытки и моральный вред. Деньги за товар продавец возвращает в течение десяти дней, иначе насчитывается пеня 1% за каждый день. Если продавец довёл спор до суда, он дополнительно платит покупателю штраф в половину присуждённой суммы (ст. 4, 10, 12, 13, 14, 18 и 22 закона о правах потребителей).
Первый суд магазина с поставщиком
Магазин выплачивает деньги, но такой исход его не устраивает: лодку с дефектом и неполной инструкцией ему продал поставщик, и магазин подаёт на него в суд. Он требует заменить лодку на новую и выплатить 324 900 ₽: заплаченные Комарову за утонувший мотор со всеми штрафами и компенсациями плюс потраченные на юриста в суде с ним.
Поставщик обязан заменить товар с дефектом, который ему вернул розничный покупатель, если в договоре поставки нет обязанности вернуть деньги (п. 2 ст. 518 ГК РФ).
Магазин рассказывает в суде историю, как покупатель купил у них лодку, установил мотор, потерял его на реке и отсудил деньги.
Поставщик отвечает, что эта лодка вообще не под мотор. Магазин потерял столько денег, потому что на розницу распространяется закон о правах потребителей, по которому за товары с дефектами полагается большая неустойка и штраф. А на поставщика ответственность розничного магазина не переходит.
Суд расставляет всё по местам. По ГОСТу на такую лодку мотор всё-таки крепить можно. Значит, должно быть кольцо для троса или информация в инструкции про необходимость установки. Поставщик должен заменить магазину лодку на новую. А вот выплаты розничному покупателю — это и правда тяжкое бремя любого магазина.
В итоге поставщика обязывают заменить магазину дефектную лодку на новую.
Магазин пишет апелляционную жалобу.
На пересмотре магазин соглашается, что поставщик не обязан возмещать выплаты потребителю. Однако считает, что стоимость утонувшего мотора — 111 000 ₽ — к таковым не относится. И суд с ним внезапно соглашается.
Мотор за 111 000 ₽ оторвался и утонул из-за невнятной инструкции. Товар с такой инструкцией — некачественный. Поставщик должен возместить убытки. А они у магазина заключаются в выплате покупателю стоимости мотора.
Если контрагент исполнил договор с нарушением закона, он обязан компенсировать все убытки другому контрагенту (ст. 393 ГК РФ).
Суд обязывает поставщика заплатить магазину 111 000 ₽. Теперь уже исходом недоволен поставщик, он пишет кассационную жалобу.
Магазин и поставщик встречаются в третьем суде. Кассационный суд ставит точку: всё-таки магазин должен был рассказать розничному покупателю про крепление мотора сам, раз в инструкции этой информации нет. Магазин специализируется на продаже лодок и товаров к ним. То есть он обязан консультировать покупателя так, чтобы закрыть вопрос безопасной эксплуатации.
Второе решение суда отменяют, первое оставляют в силе: магазин получает от поставщика только новую лодку, а денег — ноль.

Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynXJgBS
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на получение сообщений рекламного характера
Судебные дела
3141
3621
3939
3015
1769
1745
1843
5804
2652
2246
2579
3318
3998
3830
2262
3253
2446
3017
2625
2140
689
1909
445
2141
1078
612
2844
2146
5492
1364
1617
724
909
687
1405
17592
1522
562
973
793
802
544
722
504
934
614
726
3860
1994
553
824
730
599
1902
1138
570
687
593
797
1600
624
2847
832
1256
816
638
Что скажете?