- Истории
- Цветочный бизнес против скрытых банковских комиссий

27 марта 2023
Цветочный бизнес против скрытых банковских комиссий
Предпринимательница установила в своих магазинах POS-терминалы. Спустя четыре года она нашла скрытую комиссию банка и потребовала её вернуть. Завязался спор: владелица магазинов обвинила банк в мухлеже, а он её — в злоупотреблении своими правами, ведь вся информация о тарифах висела не абы где, а на официальном сайте банка. Узнайте, чем закончилась схватка.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Невидимая комиссия
У предпринимательницы из Коми два цветочных магазина. В 2012 году она арендует у банка два POS-терминала и в каждую точку подключает эквайринг, чтобы клиенты платили картами. По договору банк берёт комиссию от 2 до 2,8% от суммы покупки. В 2016 году предпринимательница по предложению банка переходит на более выгодный тариф обслуживания с комиссией за эквайринг, составляющей 1,69% от выручки.
Можно купить терминал, который включает в себя онлайн-кассу: с сенсорным экраном, фискальным накопителем и принтером чеков. Например, Эвотор 5 line принимает любые платежи: наличными, по карте, смартфоном, через QR-код.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymnH2CG

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymnH2CG
В 2020 году владелица магазинов запускает доставку и берёт для неё третий терминал, который хочет подключить по тому же тарифу. И тут выясняется, что на этом «выгодном тарифе» помимо 1,69% от выручки каждый месяц снимают 1499 ₽ за обслуживание одного терминала. То есть все эти четыре года банк брал с предпринимательницы оплату за два терминала.
Деньги списывались с суммы оплаты за товар до зачисления их на счёт, поэтому в выписках по банковскому счёту не было списаний на сумму 1499 ₽. В личный кабинет или на электронку сообщения о списании банк тоже не присылал. Предпринимательница работает на патенте, поэтому не ведёт учёт расходов.
Всего с 2016 года банк списал 131 912 ₽. Узнав о таком сюрпризе, владелица магазинов пишет банку претензию и требует вернуть 131 912 ₽ как неосновательное обогащение. В банке делают покерфейс, и предпринимательница идёт в суд.
Неосновательное обогащение — это когда одно лицо незаконно завладевает деньгами или вещами другого лица. Если не вернуть полученное добровольно, это заставит сделать суд (ст. 1102 ГК РФ).
Кто тут зло
В суде предпринимательница говорит, что в 2016 году она подала заявку, чтобы перейти на новый тариф. Заявку составил банк и дал ей подписать на бумаге. В ней говорилось про комиссию 1,69% за эквайринг, но никаких 1 499 ₽ за обслуживание POS-терминалов не было, эту сумму банк специально скрыл. Обводить клиента вокруг пальца — нехорошо.
Банк же говорит, что новые тарифы вывешены на сайте банка и про ежемесячную плату за обслуживание в размере 1499 ₽ за каждый терминал там тоже есть, нужно было лучше смотреть. Предпринимательница просто нашла способ выбить из банка деньги. А ещё она пропустила трёхлетний срок исковой давности по платежам за 2016 год.
Суд слушает и делает вывод, что злоупотребляет банк. Он дал клиентке на подпись заявку без пункта про оплату за обслуживание, а потом втихаря списывал каждый месяц 1499 ₽ за каждый терминал. По договору 2012 года у банка нет права в одностороннем порядке повышать оплату или вводить новую. Там сказано, что это можно делать только через допсоглашение. Подписи предпринимательницы, которая подтверждала бы, что её ознакомили с тарифами, вывешенными на сайте, у банка нет. Он списывал 1499 ₽ незаконно. Банк прав только в одном: срок исковой давности по платежам за 2016 год и правда истёк.
Суд пересчитывает списанные деньги и обязывает банк вернуть предпринимательнице 116 680 ₽. По жалобам банка дело два раза пересматривают, но первое решение оставляют в силе.
Если у вас Эвотор, подключите эквайринг Эвотор.PAY за один рабочий день — комиссия от 1%. Вы сможете сразу принимать безналичные платежи без визита в банк и скрытых комиссий.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranymom1Uc
👉 Как и сколько будете платить. На эквайринг с банком заключают договор банковского счёта. Сумму платы за эквайринг прописывают в договоре. По умолчанию банк списывает плату со счёта клиента (ст. 845, 851 ГК РФ).
👉 За что будете платить. Что-то сверх комиссии из договора банк брать не может.
👉 Может ли банк повысить оплату. Менять размер платы или добавлять новые комиссии в одностороннем порядке банк не может. Но в договоре с ИП или юрлицом такое право он может себе записать (ст. 29 закона «О банках и банковской деятельности»). Это так себе условие.

Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2657
3126
3351
2781
1597
1570
1681
4765
2391
2110
2428
2700
3575
3479
2672
2318
2806
1863
2063
426
1120
354
1148
656
332
2361
1679
4105
991
1047
1423
459
646
487
1035
15616
783
403
600
422
436
441
518
338
405
296
367
2655
1474
369
428
338
259
1015
304
250
330
239
339
783
282
2002
685
555
439
279
Что скажете?