Продуктовый магазин установил на свои товары две цены. Одну за наличный расчёт и вторую — на 3% выше — за оплату картой через терминал. Первую цену печатали на ценнике крупно, вторую — мелко. Разница в цене на каждый товар была всего в несколько рублей. В деле не сказано, но подозреваем, что так магазин компенсировал себе расходы на эквайринг.

Однажды в магазин приходит покупатель, берёт с полки йогурт по цене 44 рубля 70 копеек и идёт на кассу. За покупку он платит картой, и йогурт в чеке пробивается по цене 46 рублей 4 копейки. Мужчина приглядывается к чеку и видит строку «йогурт x 1 44,70, нац. 3% 1,34, итог 46,04». Он знает свои права потребителя и идёт на принцип: фотографирует ценник на йогурте и чек, и через Госуслуги пишет на магазин жалобу в Роспотребнадзор.

Что не так сделал магазин

На услуги и товары нельзя сделать разные цены в зависимости от оплаты наличными или по безналу: это ущемление прав потребителей (ч. 4 ст. 16.1 закона о правах потребителей).

За наценку на товар из-за оплаты картой штрафуют (п. 4 ст. 14.8 КоАП РФ):

  • ИП на сумму от 5000 до 30 000 ₽;
  • компании — от 30 000 до 50 000 ₽.

Из Роспотребнадзора в магазин приходит внеплановая проверка. В магазине в этот момент находятся продавец и бухгалтер. Проверяющие смотрят ценники. На ценнике того самого йогурта стоит крупным шрифтом цена — 44 рубля 70 копеек, а ниже мелким шрифтом «по безналичному расчёту +3% 46.04». Инспекторы составляют протокол, предлагают продавцу и бухгалтеру ознакомиться с ним под подпись, но оба отказываются.

Инспекторы забирают протокол и фото ценников, заводят административное дело и выписывают штраф на 30 000 ₽. Магазин не соглашается и обжалует постановление о штрафе в суде.

В суде магазин не мелочится и заявляет, что это не они ущемляют покупателей, а закон ущемляет бизнес. Мол, правило о запрете разной цены противоречит Конституции России. Этот запрет придумали с целью монополизации и недобросовестной конкуренции. Но кто именно и как с магазином нечестно конкурирует, пояснить не могут.

Аргументы на суд не действуют. Судья решает, что магазин грубо нарушил прямой запрет из закона. Такая наценка ущемляет покупателей с картой. Штраф оставляют в силе.

Магазин идёт спорить дальше и пишет жалобу в апелляцию. Во втором суде магазин говорит, что покупатель поторопился с жалобой в Роспотребнадзор, надо было писать претензию им, они бы разобрались, и повода для штрафа не было бы. А так магазин исподтишка накрыли внеплановой проверкой. Суд отмечает, что покупатель имеет право сразу жаловаться в госорган. Внезапная проверка — это законно. Штраф снова оставляют. Магазин идёт в третью инстанции, но и там ничего нового не говорят.

Памятка предпринимателям

Вот что важно учитывать всем владельцам магазинов и тем, кто продаёт бытовые услуги:

👉 Бизнес должен принимать оплату разными способами. Магазин с выручкой за прошлый год больше 20 000 000 ₽ обязан поставить терминал и принимать оплату как картой, так и наличными. Лимит считают в целом по компании и от всех видов деятельности, а не по каждой торговой точке и отдельно по рознице. Это правило касается и бытовых услуг: парикмахерских, клиник, спортзалов, прачечных. Без терминала можно, только если в точку нельзя провести интернет или на этой конкретной точке оборот за прошлый год менее 5 000 000 ₽.

👉 Цена должна быть единой для всех. Цену по карте и за наличные деньги нельзя сделать разной. Такую переплату магазин обязан вернуть.

👉 За нарушения предпринимателей штрафуют. За отсутствие терминала, неработающий терминал и наценки при оплате картой предпринимателей штрафует Роспотребнадзор.

Если у вас Эвотор, подключите эквайринг Эвотор.PAY за один рабочий день — комиссия от 1%. Вы сможете сразу принимать безналичные платежи без визита в банк и скрытых комиссий.

На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymDgJN4