- Истории
- Ловкий заказ: как покупатель требовал от магазина брендовую одежду по бросовой цене
28 июля 2023
Ловкий заказ: как покупатель требовал от магазина брендовую одежду по бросовой цене
На сайте известного магазина дорогой одежды случился сбой и цены на вещи отобразились в 846 раз ниже. Пока сайт чинили, один покупатель успел сделать интернет-заказ. Магазин отменил его, но покупатель решил через суд заставить магазин прислать ему вещи. В судах трёх инстанций ему сказали, что нечего злоупотреблять правами потребителей, но Верховный Суд решил иначе.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Это я удачно зашёл
В июле 2021 года мужчина из Волгограда заходит в приложение известного интернет-магазина одежды и обуви, а там — брендовые вещи за копейки. Мужчина заказывает 19 вещей по цене от 19 до 129 ₽. От магазина приходит подтверждение заказа, с карты списывается оплата — 2787 ₽. Через пару часов покупатель ожидаемо получает отмену заказа, и деньги возвращаются на карту.
Волгоградец готов крутануть колесо фортуны. Он пишет магазину претензию: шлите мои брендовые вещи. Магазин отвечает, что на сайте был сбой, о чём вы, вероятно, и сами догадываетесь. Вещи висели с ценниками в сотни раз ниже. А вы ведь знаете, что у нас дорого. Мы с радостью пришлём вам заказ, если вы заплатите реальную стоимость.
Волгоградец не согласен: он идёт в суд и требует, чтобы ему прислали одежду по цене на момент сбоя и заплатили 10 000 ₽ морального вреда. Магазин подаёт встречный иск: признать договор покупки одежды в интернет-магазине недействительным.
По закону интернет-магазин заключает с покупателем договор
По умолчанию договор купли-продажи товара в интернет-магазине считается заключённым после получения покупателем чека на оплату. Но магазин может прописать в своих правилах, что договор заключается ещё раньше — с момента получения заказа (п. 13 правил дистанционных продаж из постановления № 2463).
Товар с ценником на сайте — это публичная оферта. Магазин обязан продать товар любому покупателю за эту цену (ст. 494 ГК РФ).
Этот покупатель нас обманул
Покупатель: Я зашёл в приложение и заказал одежду по тем ценам, которые были указаны. Магазин прислал подтверждение заказа и списал деньги. Между нами случился договор купли-продажи. А после заключения договора менять цену или давать заднюю нельзя.
Магазин: У нас на сайте был сбой. Цены на вещи отображались в 846 раз ниже реальной стоимости, и это не было промо-акцией. Как только мы заметили ошибку, сразу аннулировали заказ. Покупатель обманул наш сайт, воспользовавшись тем, что заказ оформляется автоматом. Признайте заказ недействительным.
Сделка под влиянием заблуждения недействительна
Сторона, которую обманули, может не исполнять сделку (ст. 178 ГК РФ).
Суды трёх инстанций: Покупатель знал расценки в этом магазине и понимал, что на сайте сбой. А теперь он ходит по судам и злоупотребляет правами потребителя. Он действительно обманул интернет-магазин и никакие вещи не получит. Его интернет-заказ — недействительный.
Мужчина прошёл три судебные инстанции и дошёл до Верховного Суда.
Подтвердили заказ — выполняйте
Верховный Суд: Суды и интернет-магазин неправы. Покупатель никого не обманывал и не злоупотребляет правами. По закону фиксация цены на товар в интернет-магазине происходит в момент присвоения заказу номера. Изменить цену из заказа магазин не может. Оформленный интернет-заказ — это договор продажи между покупателем и магазином.
Покупатель оформил и оплатил заказ. Он не ломал сайт и имеет право получить вещи по цене, заявленной в интернет-заказе. Договор нужно исполнять. А ещё магазин не предоставил никаких доказательств технического сбоя или атаки на сайт. А был ли сбой? Суды поверили ему на слово — это не по закону. Пусть суд первой инстанции заново рассмотрит дело.
Памятка предпринимателям: следите за ценниками
✍️ Пока неизвестно, получит ли покупатель заказанные вещи, но выводы Верховного Суда уже сейчас обязательны для остальных судов по похожим делам. Цену из подтверждённого интернет-заказа менять нельзя.
✍️ Верховный Суд в этом деле как бы намекает: если кто-то намеренно взломал сайт, чтобы поменять цены и сделать заказ, то магазин не обязан его доставлять.
✍️ В Жизе есть подробный гайд — почитайте его, чтобы правильно оформить оферту на сайте и заказы покупателей: Как продавать товары онлайн и не нарушить права потребителей.
Держите товары и ценники под контролем
Если у вас Эвотор, вести товарный учёт и формировать ценники можно прямо на кассе с помощью приложения:
- загружайте номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактируйте карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавайте данные из кассы в 1С;
- следите за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymNTWRW
Подписаться
На правах рекламы ООО “Эвотор” 2Ranyo1JN64
Что скажете?
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2143
2692
2754
2396
1325
1477
2966
2222
1874
2236
2460
2768
3132
1680
2014
2173
2415
1585
1858
201
404
166
446
331
141
1761
1413
2557
767
779
1065
239
288
288
646
6476
328
145
234
181
168
267
201
168
184
135
164
1873
683
225
211
147
96
660
159
91
169
155
195
344
120
1584
413
338
248
104
Заманчиво.