- Истории
- Мнение Верховного суда про скользкие ступеньки у магазина, ошибку в ценнике на сайте и ещё три спора с потребителями
- Магазин отвечает за безопасность покупателя в помещении, даже если тот у него ничего не купил
- После того как покупатель оформил заказ, интернет-магазин не может менять цену товара
- Интернет-магазин не может взять и отменить заказ покупателя
- Предприниматель отвечает перед клиентом за своих сотрудников, даже если это не связано с плохим сервисом
- Заказчик не может не платить подрядчику за работу только из-за просрочки
14 ноября 2023
Мнение Верховного суда про скользкие ступеньки у магазина, ошибку в ценнике на сайте и ещё три спора с потребителями
Обзоры Верховного суда — полезная штука: остальные суды ориентируются на них, когда принимают решение по похожим случаям. Если знаешь заранее, как действовать в аналогичной ситуации, можно избежать потери денег. Мы выбрали пять дел из свежего обзора с ценными выводами для магазинов, сферы услуг и бытового подряда.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
- Магазин отвечает за безопасность покупателя в помещении, даже если тот у него ничего не купил
- После того как покупатель оформил заказ, интернет-магазин не может менять цену товара
- Интернет-магазин не может взять и отменить заказ покупателя
- Предприниматель отвечает перед клиентом за своих сотрудников, даже если это не связано с плохим сервисом
- Заказчик не может не платить подрядчику за работу только из-за просрочки
🎓 Обзор практики от 18 октября 2023 года
🛒 Все споры основаны на законе о защите прав потребителей № 2300-1
Магазин отвечает за безопасность покупателя в помещении, даже если тот у него ничего не купил
Женщина упала на обледеневших ступеньках на входе в магазин и ушиблась. Завязался спор о компенсации морального вреда, который закончился в суде. Плюсом к компенсации женщина требовала потребительский штраф в половину суммы за отказ решить вопрос миром — такой предусмотрен законом № 2300-1.
Компенсацию в 35 000 ₽ ей присудили, поскольку магазин не обеспечил безопасность покупателя на своей территории. А штраф в сумме 17 500 ₽ назначать не стали, ведь она в магазине ничего не купила, а значит, не стала потребителем. Поэтому потребительский штраф в её пользу не положен.
Верховный суд сказал, что положен. Женщина пришла в магазин за покупками, а значит, уже стала потребителем и на неё распространяется защита из закона № 2300-1. Пусть даже она ушла из магазина с пустой сумкой ( п. 1 обзора).
Чтобы покупатели не уходили с пустыми руками, настройте программу лояльности «ЭвоБонус»
Регистрируйте покупателей, начисляйте бонусы за покупки, рассылайте важную информацию о скидках и акциях по базе контактов и просматривайте аналитику по клиентам в личном кабинете. От 0 ₽ в месяц!
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2RanyoDS5Gc
На сайте интернет-магазина дорогой одежды и обуви произошёл сбой. Цены на брендовые вещи отражались в сотни раз ниже реальных. За это время один покупатель оформил заказ на 19 вещей по цене от 19 до 129 ₽. От магазина пришёл номер подтверждения заказа, а с карты списали 2787 ₽ оплаты за покупки. Когда в магазине заметили сбой, заказ отменили, деньги покупателю вернули. Но тот стал требовать заказ, а магазин в ответ предложил доплатить за вещи по обычному ценнику.
Покупатель пошёл судиться. Он требовал прислать ему заказанные вещи и компенсировать моральный вред. Интернет-магазин отвечал, что тот злоупотребляет правом потребителя, пользуясь техническим сбоем. Суды трёх инстанций встали на сторону магазина.
А Верховный суд пояснил: интернет-магазин не может менять цену после присвоения заказу номера. Технический сбой, может, и был, но покупатель в нём не виноват. Злоупотребления с его стороны тоже не было: такое снижение цен он спокойно мог принять за очередную распродажу (п. 3 обзора).
🍿 Мы рассказывали про этот спор в формате судебной истории.
Интернет-магазин не может взять и отменить заказ покупателя
Мужчина заказал и оплатил в интернет-магазине телевизор. На складе не оказалось такой модели, поэтому заказ аннулировали, а деньги покупателю вернули.
Покупатель пошёл в суд. Он требовал, чтобы магазин передал ему телевизор по цене из заказа. Магазин ответил, что у них на сайте висит публичная оферта, где есть пункт, что продавец может отменить заказ. Выяснив, что телевизоры на складе кончились, магазин этим пунктом воспользовался.
Верховный суд сделал вывод: в оферту интернет-магазина нельзя включать пункт об односторонней отмене заказа. Покупатель должен получить свой товар по цене из заказа, а магазин может докупить недостающую позицию у производителя (п. 4 обзора).
Для тех, кто с Эвотором
Чтобы всегда знать, сколько продаж и возвратов было в магазине, что осталось на складе и какие товары пора закупать, — начните вести товарный учёт. С сервисом «Управление ассортиментом» это просто!
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanykJMS56
Предприниматель отвечает перед клиентом за своих сотрудников, даже если это не связано с плохим сервисом
Мужчина остановился в гостинице, и у него из номера украли 5 000 000 ₽. Случилось это из-за того, что сотрудник на ресепшене выдал ворам ключи — они обманули его. Воров поймали: им вынесли приговор по статье за кражу и взыскали с них сумму украденных денег. С гостиницы же мужчина требовал компенсацию морального вреда — ведь кража случилась из-за халатности персонала. Но суды сняли с гостиницы всю ответственность за нарушение прав потребителей: мужчина пострадал из-за преступников, а не из-за плохого сервиса.
У Верховного суда оказалось другое мнение: гостиница должна ответить за ошибку своего сотрудника. Она обязана обеспечить сохранность вещей клиента, а её сотрудник эту обязанность не исполнил (п. 9 обзора).
Заказчик не может не платить подрядчику за работу только из-за просрочки
Женщина заказала у компании строительство частного дома. Дом построили, но с нарушением срока на полтора месяца. Женщину это не устроило: она отказалась от приёмки дома, потребовала вернуть деньги, заплатить неустойку и компенсировать моральный вред. У заказчика действительно есть право на отказ от просроченных работ по закону № 2300-1, поэтому три первых инстанции судов женщина выиграла.
Верховный суд поддержал подрядчика: заказчик не может требовать назад деньги за выполненную работу. Дом построен, к качеству претензий нет. Клиент может отказаться от работ с просрочкой, но обязан заплатить подрядчику за сделанные этапы. В законе № 2300-1 нет ни слова о том, что заказчик может не платить (п. 14 обзора).
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на получение сообщений рекламного характера
Судебные дела
3284
4074
3080
1873
1818
1922
6072
2764
2327
2690
3422
4099
3949
2376
3427
2512
3172
2748
2203
777
2147
518
2410
1207
724
3071
2229
5877
1422
1498
1692
802
1006
752
1535
18019
1625
603
1042
873
838
616
776
560
993
652
766
4192
2070
601
890
788
660
1996
1192
603
728
645
887
1665
691
2983
929
1322
858
679
Что скажете?