Письмо из налоговой не про налоги 

В 2019 году фирма «Акварос», её учредитель и директор получают от налоговой интересные уведомления. Инспекторы требуют изменить фирменное наименование, мотивируя это тем, что в названии есть корень «рос», под которым, по их мнению, скрывается слово «Россия». По закону его дают только крупным компаниям, которые частично принадлежат государству. Например, если у компании есть филиалы в половине регионов страны, или она входит в список крупнейших налогоплательщиков, или четверть её акций принадлежит государству. Причём прежде чем вставить слово «Россия» в название компании, надо получить разрешение от Минюста. 

«Акварос» отказывается выполнить требование. Компания работает с 2006 года, и, по мнению её владельцев, «Аква» это вода, а «рос» — «роса». Они никогда не пытались зашифровать в названии слово «Россия». Но налоговая стоит на своём и идёт в суд, чтобы заставить компанию сменить фирменное наименование.

Фирменное наименование — это название организации, под которым она ведёт бизнес. Наименование записано в её уставе и Едином госреестре юрлиц, который ведёт налоговая.

Включать в фирменное наименование слова «Россия» или «Российская Федерация» можно только с разрешения Минюста и только если организация подходит под критерии из Постановления № 52.

Ещё в фирменное наименование запрещено включать:

— названия иностранных государств, госорганов и общественных объединений;

— аморальные и негуманные слова.

Если название юрлица не соответствует закону, налоговая инспекция через суд заставит изменить его (ст. 1473 ГК РФ).

Ограничения для фирменных наименований действуют с 1 января 2008 года. Тогда приняли часть 4 Гражданского кодекса РФ про интеллектуальную собственность. Если фирму открыли раньше, название надо скорректировать.

Без спецов не разобраться

В суде представители налоговой настаивают, что частица «рос» — от слова «Россия», любому человеку это слышно и понятно. «Акварос» так назвались, чтобы намекнуть на связь с государством и сбить людей с толку. Хотя на самом деле никакого отношения к государству фирма не имеет и разрешения от  Минюста у них нет. Их надо заставить сменить наименование.

«Акварос» предлагает вместо того, чтобы долго и муторно мусолить название фирмы в суде, спросить у профессиональных филологов, что значит корень «рос» и действительно ли простому человеку слышится слово «Россия». Суд соглашается отправить дело на экспертизу. Но поскольку экспертизу просит «Акварос», они должны её оплатить. Компания вносит на депозит суда 30 000 ₽, и дело уходит филологам.

Что сказали филологи

Через две недели филологи дают заключение. Слово «Аква» — от латинского  «aqua» то есть вода, море. А частичка «рос» — от слова «роса». Вместе получается «водяная капля». Никакого намека на «Россию» в названии нет. Чтобы в слове слышалась «Россия», нужен корень «росси». В общем, название «Акварос» это про воду, а не про связь с нашей родиной.

Суд принимает заключение эксперта. Налоговой отказывают в иске и вдобавок обязуют возместить «Акварос» потраченные на эксперта 30 000 ₽.

Чем дело кончилось

Налоговая не успокаивается и подаёт на апелляцию. У неё новый аргумент: в таком деле не надо слушать филологов и ориентироваться на их разбор слова по косточкам. Слово надо услышать с позиции обычного человека. А обычному человеку в «Акварос» слышится «Россия». Но апелляция не принимает этот аргумент и оставляет решение в силе.

Налоговая решает биться до конца, пишет кассационную жалобу, но Суд по интеллектуальным правам тоже не встаёт на её сторону. Там говорят, что вообще-то, когда хотят подчеркнуть связь с государством, частицу «рос» ставят в начало, например, как у компании «Роскосмос». Ну чего вы прицепились к «Акварос»? Более того, «Акварос» в подтверждение своих слов организовала экспертизу за свои деньги, а вы не принесли ни одного доказательства. Кассация тоже оставляет решение в силе

В итоге «Акварос» сохранила своё название, а налоговая инспекция должна заплатить 30 000 ₽ за филологическую экспертизу.

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО «Эвотор»

Жиза советует