- Истории
- Франшиза раздора: история о не случившейся сетевой кофейне
9 ноября 2021
Франшиза раздора: история о не случившейся сетевой кофейне
Московский предприниматель купил франшизу сетевой кофейни, но ещё до открытия разочаровался и потребовал назад уплаченный паушальный взнос. Франчайзер отказался вернуть деньги. Тогда с несостоявшимися партнёрами пришлось разбираться суду.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Хорошие условия франшизы
Предприниматель Смирнов хочет открыть кофейню в Москве. Идею стартовать с нуля отметает и решает купить франшизу известной сетевой кофейни «Cofe tut». Владелец бренда «Квадрат» озвучивает условия: даём бренд, раскрываем секрет производства — или ноу-хау, помогаем за два месяца запустить фирменную точку, обучить барменов и настроить логистику. После запуска тоже всячески поддерживаем. Всё это — за паушальный взнос в 499 000 ₽.
В октябре 2019 года Смирнов и «Квадрат» подписывают лицензионный договор на коммерческое обозначение «Cofe tut» и ноу-хау. Дальше подписывают акт приёмки бренда и франшизного пакета. И через два дня Смирнов переводит франчайзеру паушальный взнос 499 000 ₽.
Коммерческое обозначение — это название и фирменный логотип бизнеса для вывесок и рекламы. Оно не вписано в учредительные документы и вообще нигде не зарегистрировано. Коммерческое обозначение получает силу бренда, если стало известно в городе. Компании и предприниматели могут продавать лицензии на свои коммерческие обозначения (ст. 1539 РФ).
Ноу-хау или секрет производства — любые сведения о технологиях, экономике и управлении людьми, которые позволяют бизнесу зарабатывать. Сила ноу-хау в его неизвестности всем остальным, поэтому владелец секрета защищает его от утечки. Ноу-хау можно продавать и зарабатывать на этом (ст. 1465 ГК РФ).
Несостоявшийся запуск
Смирнов получает по электронной почте презентацию по открытию кофейни, инструкции для переговоров с арендодателями, ведению соцсетей, установке вывески, общению с сотрудниками и бланки договоров. А ещё — zip-файлы с бренд-буком «Cofe tut» и образцы фирменной полиграфии.
Дальше Смирнов начинают искать в Москве локацию для кофейни. Менеджеры франчайзера общаются со Смирновым по WhatsApp и в CRM системе: предлагают варианты помещений и консультируют по договорам аренды. Так проходит четыре месяца, но Смирнов не может определиться с местом. Запуск стопорится, а предприниматель начинает разочаровываться в покупке.
В феврале Смирнов решает, что хватит возиться с неудавшейся идеей и пишет «Квадрату» претензию с требованием вернуть паушальный взнос в полмиллиона. Франчайзер отказывает, Смирнов подаёт в суд.
Секрет производства не то, чем кажется
В суде Смирнов утверждает, что франчайзер ввел его в заблуждение. Он платил полмиллиона за бренд и секрет успешной кофейни, а получил бумаги и рисунки. Никакие это не уникальные сведения, а обычная информация, которую о сети кофеен «Cofe tut» может получить каждый. У «Квадрата» нет даже режима коммерческой тайны. Еще до кучи: коммерческое обозначение можно продавать, только если оно используется и раскручено, а «Квадрат» сам кофейнями не занимается, своё ноу-хау на баланс не поставил. Смирнов просит взыскать с франчайзера 499 000 ₽ паушального взноса, 12 000 ₽ процентов за пользование чужими деньгами и 90 000 ₽ платы за помощь юристов.
Сделка с заблуждением — это когда при заключении договора одна сторона очень искусно запутала другую. Сторона, которую запутали, вправе отменить сделку через суд и забрать обратно то, что она передала, в том числе деньги, которые заплатила (ст. 178 ГК РФ).
Представитель «Квадрата» отвечает, что франчайзер сделал обещанное: передал бренд и всю информацию для открытия кофейни. Запуск не состоялся только из-за того, что Смирнов не выбрал помещение, хотя ему предлагали множество вариантов. Это подтверждают более 40 писем на WhatsApp. Без помещения франчайзер просто физически не смог перейти к следующим этапам — фирменному ремонту, поиску барменов и рекламе.
Суд выслушивает стороны, смотрит лицензионный договор и скриншоты переписок и делает вывод, что Смирнов не прав. Секрет производства в бизнесе — это не какая-то волшебная информация, а опыт, который собрали, проанализировали и упорядочили. Опыт чужого бизнеса позволяет новому бизнесу быстро запуститься с минимальными издержками.
«Квадрат» передал свой опыт в инструкциях и личных консультациях. Информация от франчайзера недоступна другим, Смирнов получил её по личной электронке за те самые полмиллиона, а не скачал в интернете. Гриф «коммерческая тайна» для ноу-хау необязателен. Запуск зависел от него самого, франчайзер не пытался его облапошить. Остальные аргументы — не по делу.
Суд отказывает Смирнову в возврате денег. Он идёт в вышестоящие суды. Но апелляция, кассация и даже Верховный Суд не находят причин считать Смирнова обманутым.
Мы изменили фамилию и название участников этого дела
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2439
3037
3206
2685
1561
1528
1654
3988
2312
2044
2378
2642
3438
3379
1932
2526
2271
2607
1796
2024
403
832
310
926
545
298
2127
1625
3634
964
991
1353
435
592
446
965
8865
719
370
337
399
402
473
316
373
273
320
2404
1212
331
370
312
229
874
274
228
296
212
280
681
244
1919
632
514
399
245
Что скажете?