- Истории
- Как магазин продал йогурт за сорок рублей, а сам заплатил тридцать тысяч
30 марта 2023
Как магазин продал йогурт за сорок рублей, а сам заплатил тридцать тысяч
Продуктовый магазин хитрил: когда покупатель расплачивался картой, к цене добавлялась еле заметная комиссия. С вопросом, можно ли так делать, разбирались Роспотребнадзор и три судебные инстанции.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Продуктовый магазин установил на свои товары две цены. Одну за наличный расчёт и вторую — на 3% выше — за оплату картой через терминал. Первую цену печатали на ценнике крупно, вторую — мелко. Разница в цене на каждый товар была всего в несколько рублей. В деле не сказано, но подозреваем, что так магазин компенсировал себе расходы на эквайринг.
Однажды в магазин приходит покупатель, берёт с полки йогурт по цене 44 рубля 70 копеек и идёт на кассу. За покупку он платит картой, и йогурт в чеке пробивается по цене 46 рублей 4 копейки. Мужчина приглядывается к чеку и видит строку «йогурт x 1 44,70, нац. 3% 1,34, итог 46,04». Он знает свои права потребителя и идёт на принцип: фотографирует ценник на йогурте и чек, и через Госуслуги пишет на магазин жалобу в Роспотребнадзор.
Что не так сделал магазин
На услуги и товары нельзя сделать разные цены в зависимости от оплаты наличными или по безналу: это ущемление прав потребителей (ч. 4 ст. 16.1 закона о правах потребителей).
За наценку на товар из-за оплаты картой штрафуют (п. 4 ст. 14.8 КоАП РФ):
- ИП на сумму от 5000 до 30 000 ₽;
- компании — от 30 000 до 50 000 ₽.
Из Роспотребнадзора в магазин приходит внеплановая проверка. В магазине в этот момент находятся продавец и бухгалтер. Проверяющие смотрят ценники. На ценнике того самого йогурта стоит крупным шрифтом цена — 44 рубля 70 копеек, а ниже мелким шрифтом «по безналичному расчёту +3% 46.04». Инспекторы составляют протокол, предлагают продавцу и бухгалтеру ознакомиться с ним под подпись, но оба отказываются.
Инспекторы забирают протокол и фото ценников, заводят административное дело и выписывают штраф на 30 000 ₽. Магазин не соглашается и обжалует постановление о штрафе в суде.
В суде магазин не мелочится и заявляет, что это не они ущемляют покупателей, а закон ущемляет бизнес. Мол, правило о запрете разной цены противоречит Конституции России. Этот запрет придумали с целью монополизации и недобросовестной конкуренции. Но кто именно и как с магазином нечестно конкурирует, пояснить не могут.
Аргументы на суд не действуют. Судья решает, что магазин грубо нарушил прямой запрет из закона. Такая наценка ущемляет покупателей с картой. Штраф оставляют в силе.
Магазин идёт спорить дальше и пишет жалобу в апелляцию. Во втором суде магазин говорит, что покупатель поторопился с жалобой в Роспотребнадзор, надо было писать претензию им, они бы разобрались, и повода для штрафа не было бы. А так магазин исподтишка накрыли внеплановой проверкой. Суд отмечает, что покупатель имеет право сразу жаловаться в госорган. Внезапная проверка — это законно. Штраф снова оставляют. Магазин идёт в третью инстанции, но и там ничего нового не говорят.
Вот что важно учитывать всем владельцам магазинов и тем, кто продаёт бытовые услуги:
👉 Бизнес должен принимать оплату разными способами. Магазин с выручкой за прошлый год больше 20 000 000 ₽ обязан поставить терминал и принимать оплату как картой, так и наличными. Лимит считают в целом по компании и от всех видов деятельности, а не по каждой торговой точке и отдельно по рознице. Это правило касается и бытовых услуг: парикмахерских, клиник, спортзалов, прачечных. Без терминала можно, только если в точку нельзя провести интернет или на этой конкретной точке оборот за прошлый год менее 5 000 000 ₽.
👉 Цена должна быть единой для всех. Цену по карте и за наличные деньги нельзя сделать разной. Такую переплату магазин обязан вернуть.
👉 За нарушения предпринимателей штрафуют. За отсутствие терминала, неработающий терминал и наценки при оплате картой предпринимателей штрафует Роспотребнадзор.
Если у вас Эвотор, подключите эквайринг Эвотор.PAY за один рабочий день — комиссия от 1%. Вы сможете сразу принимать безналичные платежи без визита в банк и скрытых комиссий.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanymDgJN4
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Что скажете?
-
в ответ АннаЖиза 11.04.2023, 10:57
Видимо, магазин решил использовать проценты за эквайринг как скидку для клиентов — всё равно при оплате картой потеряются, а так хоть будет своеобразная программа лояльности
-
в ответ АннаЖиза 01.06.2023, 16:32
Исходя из текста закона, будет являться нарушением: «При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».
-
Алена 24.05.2023, 00:04
Бывает такая ситуация. Есть карты постоянных клиентов. По ним действует скидка 10% на покупку, но при оплате безналом -7%. Цена то на товар единая. Дальше дело выбора клиентов… Это тоже нарушение?
-
в ответ АленаЖиза 01.06.2023, 17:26
По закону так: цена не должна зависеть от способа оплаты. И по карте, и налом она должна быть одинаковая. А если зависит — это нарушение.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2442
3037
3206
2685
1561
1529
1654
4006
2312
2044
2378
2642
3439
3381
1932
2528
2271
2608
1797
2024
403
835
310
929
549
298
2129
1625
3648
964
991
1355
435
592
446
968
8893
719
370
549
337
399
402
473
317
374
274
321
2407
1217
332
371
314
230
874
274
229
296
212
282
683
244
1920
632
514
399
247
Добрый день.
Я видела другую историю.
Цена на товар, допустим 100руб. Внизу красными буквами: При оплате наличными скидка те же 3%…
Как воспринимать в данном случае?