- Истории
- Коварная надпись: как ветаптека привела к себе прокуроров вместо покупателей

11 мая 2023
Коварная надпись: как ветаптека привела к себе прокуроров вместо покупателей
На фасаде ветаптеки висела вывеска с названием и ассортиментом. На вывеске была жёлтая приписка с обещанием бонусной карты покупателям. Однажды пришли прокуроры и обвинили хозяйку в размещении рекламной конструкции без согласования. Неужели надпись про бонусную карту — реклама? На вопрос ответил суд.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Животным лекарства, хозяевам — бонусы
Предпринимательница держит ветеринарную аптеку в небольшом городке Курской области. Аптека находится в её собственном помещении в одноэтажном торговом центре. На торговлю лекарствами для животных есть лицензия.
Над входом с улицы у предпринимательницы весит вывеска 1,30 х 1,90 метра в фирменных сине-белых цветах. На ней написано название ветаптеки и перечислен ассортимент: лекарства, вакцины, корма, аксессуары. А также — надпись жёлтым цветом: «Первый месяц всем покупателям бонусная карта в подарок».
Однажды эта жёлтая надпись про бонусную карту заинтересовала местную прокуратуру, и к предпринимательнице пришли с проверкой выполнения закона о рекламе. Прокуроры говорят: просто название аптеки и ассортимент — это вывеска, её не надо ни с кем согласовывать. Но надпись про бонусную карту превратила вывеску в рекламную конструкцию. Её нужно согласовывать с городской администрацией, даже если она находится на собственном здании.
В ветаптеке не оказывается нужных документов, а из администрации дают ответ, что ничего на неё не выдавали. Предпринимательница соглашается со всеми претензиями и убирает с фасада рекламную вывеску.
Но прокуратура всё же составляет акт и подаёт в суд, чтобы владелицу ветаптеки оштрафовали за незаконную рекламную конструкцию. Тогда предпринимательница решает побороться и для спора в суде нанимает юриста.
Чем грозит самовольное размещение рекламы на улице
Для установки рекламной конструкции на здании нужно разрешение местной администрации (ч. 9 ст. 19 закона № 38-ФЗ).
За установку без разрешения грозит штраф: для физлиц — от 1000 до 1500 ₽, для ИП — от 3000 до 5000 ₽. Для компаний штраф особо внушительный — от 500 000 ₽ до 1 000 000 ₽ (ст. 14.37 КоАП РФ).
За рекламой на улицах города следит антимонопольная служба, она же ФАС. Реклама — их сфера надзора. Но иногда нарушения находят прокуроры. Они вправе завести дело об административном правонарушении в любой сфере, потому что их задача — надзор за исполнением законов в целом (ст. 28.1 КоАП РФ).
Бонусная карта – реклама или нет
Прокурор в суде говорит: на вывеске ветаптеки есть яркая жёлтая надпись про бонусную карту в подарок. Так написали, чтобы привлечь покупателей. Значит, это реклама, а сама вывеска — рекламная конструкция, которую повесили на фасаде без разрешения администрации. За такое полагается штраф, но, поскольку предпринимательница впервые нарушила закон, предлагаем заменить штраф на предупреждение.
Юрист от ветаптеки спорит: надпись про бонусную карту — это не реклама. Мы же тут не нахваливаем себя или свой товар, а просто сообщаем про возможность получить карту.
Но суд делает вывод, что эта жёлтая надпись всё же реклама. Бонусную карту выдают, чтобы её владелец в будущем покупал товар со скидкой. Это создаёт интерес покупателей, а значит, является рекламой — по определению из закона.
Реклама — это любая информацию, которая формирует интерес клиентов к вам или вашему товару (ст. 3 закона № 38-ФЗ).
Судьи признают владелицу ветаптеки виновной в установке рекламной конструкции без разрешения, но она имеет статус малого предприятия, закон нарушила впервые, к тому же рекламу уже убрала. Поэтому суд соглашается, что штраф будет лишним, хватит и предупреждения. По жалобе предпринимательницы дело пересматривают в апелляции, но предупреждение оставляют в силе.
Почему предпринимательница так упорно спорила, хотя реальный штраф ей не грозил
Даже если суд заменил штраф на предупреждение, всё равно считается, что административное правонарушение было. А это значит, что в следующий раз такой поблажки уже не будет.
Если бы суд признал предпринимательницу невиновной в нарушении закона о рекламе, она бы не получила статус нарушителя. И при следующей ошибке снова был бы шанс отделаться предупреждением, а не штрафом.
Памятка предпринимателям про рекламу
🗣 Рекламой считается любая информация, которая привлекает клиентов. Информация о бонусных картах и других программах лояльности — тоже реклама. То есть при продвижении программ лояльности нужно соблюдать закон о рекламе № 38-ФЗ.
🗣 Реклама не должна поливать грязью конкурентов, врать, побуждать к насилию. Подробно требования к рекламе прописаны в ст. 5 закона № 38-ФЗ.
🗣 Реклама на уличных щитах и баннерах — это рекламные конструкции. Их нужно согласовывать с местной администрацией. А если такая конструкция размещается на чужом здании, вдобавок нужно заключать договор с собственником и платить ему за аренду фасада. Порядок прописан в ст. 19 закона № 38-ФЗ.
Запускайте бонусные и дисконтные программы без юридических рисков
Превращайте разовых покупателей в постоянных клиентов, увеличивайте прибыль и растите средний чек — подключите программу лояльности «ЭвоБонус»:
✅ Установите приложение на кассу.
✅ Добавляйте клиентов и начисляйте им бонусы.
✅ Сообщайте о скидках и акциях с помощью смс и пуш-уведомлений.
✅ Смотрите подробную аналитику в личном кабинете Эвотора.
От 0 ₽ в месяц!
На правах рекламы ООО "СМАРТ СОФТ ТЕХНОЛОДЖИ" 2Ranymz9bLU

Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranynefvji
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2654
3124
3349
2778
1596
1569
1680
4758
2389
2109
2427
2699
3478
1963
2671
2317
2805
1862
2062
425
1118
353
1142
654
331
2355
1675
4096
990
1046
1422
458
645
486
1032
15593
782
402
599
421
435
440
517
337
404
295
366
2648
1470
368
427
337
256
1011
303
249
329
238
334
781
281
2001
683
554
437
278
Что скажете?