- Истории
- Ловкий заказ: как покупатель требовал от магазина брендовую одежду по бросовой цене

28 июля 2023
Ловкий заказ: как покупатель требовал от магазина брендовую одежду по бросовой цене
На сайте известного магазина дорогой одежды случился сбой и цены на вещи отобразились в 846 раз ниже. Пока сайт чинили, один покупатель успел сделать интернет-заказ. Магазин отменил его, но покупатель решил через суд заставить магазин прислать ему вещи. В судах трёх инстанций ему сказали, что нечего злоупотреблять правами потребителей, но Верховный Суд решил иначе.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Это я удачно зашёл
В июле 2021 года мужчина из Волгограда заходит в приложение известного интернет-магазина одежды и обуви, а там — брендовые вещи за копейки. Мужчина заказывает 19 вещей по цене от 19 до 129 ₽. От магазина приходит подтверждение заказа, с карты списывается оплата — 2787 ₽. Через пару часов покупатель ожидаемо получает отмену заказа, и деньги возвращаются на карту.
Волгоградец готов крутануть колесо фортуны. Он пишет магазину претензию: шлите мои брендовые вещи. Магазин отвечает, что на сайте был сбой, о чём вы, вероятно, и сами догадываетесь. Вещи висели с ценниками в сотни раз ниже. А вы ведь знаете, что у нас дорого. Мы с радостью пришлём вам заказ, если вы заплатите реальную стоимость.
Волгоградец не согласен: он идёт в суд и требует, чтобы ему прислали одежду по цене на момент сбоя и заплатили 10 000 ₽ морального вреда. Магазин подаёт встречный иск: признать договор покупки одежды в интернет-магазине недействительным.
По закону интернет-магазин заключает с покупателем договор
По умолчанию договор купли-продажи товара в интернет-магазине считается заключённым после получения покупателем чека на оплату. Но магазин может прописать в своих правилах, что договор заключается ещё раньше — с момента получения заказа (п. 13 правил дистанционных продаж из постановления № 2463).
Товар с ценником на сайте — это публичная оферта. Магазин обязан продать товар любому покупателю за эту цену (ст. 494 ГК РФ).
Этот покупатель нас обманул
Покупатель: Я зашёл в приложение и заказал одежду по тем ценам, которые были указаны. Магазин прислал подтверждение заказа и списал деньги. Между нами случился договор купли-продажи. А после заключения договора менять цену или давать заднюю нельзя.
Магазин: У нас на сайте был сбой. Цены на вещи отображались в 846 раз ниже реальной стоимости, и это не было промо-акцией. Как только мы заметили ошибку, сразу аннулировали заказ. Покупатель обманул наш сайт, воспользовавшись тем, что заказ оформляется автоматом. Признайте заказ недействительным.
Сделка под влиянием заблуждения недействительна
Сторона, которую обманули, может не исполнять сделку (ст. 178 ГК РФ).
Суды трёх инстанций: Покупатель знал расценки в этом магазине и понимал, что на сайте сбой. А теперь он ходит по судам и злоупотребляет правами потребителя. Он действительно обманул интернет-магазин и никакие вещи не получит. Его интернет-заказ — недействительный.
Мужчина прошёл три судебные инстанции и дошёл до Верховного Суда.
Подтвердили заказ — выполняйте
Верховный Суд: Суды и интернет-магазин неправы. Покупатель никого не обманывал и не злоупотребляет правами. По закону фиксация цены на товар в интернет-магазине происходит в момент присвоения заказу номера. Изменить цену из заказа магазин не может. Оформленный интернет-заказ — это договор продажи между покупателем и магазином.
Покупатель оформил и оплатил заказ. Он не ломал сайт и имеет право получить вещи по цене, заявленной в интернет-заказе. Договор нужно исполнять. А ещё магазин не предоставил никаких доказательств технического сбоя или атаки на сайт. А был ли сбой? Суды поверили ему на слово — это не по закону. Пусть суд первой инстанции заново рассмотрит дело.
Памятка предпринимателям: следите за ценниками
✍️ Пока неизвестно, получит ли покупатель заказанные вещи, но выводы Верховного Суда уже сейчас обязательны для остальных судов по похожим делам. Цену из подтверждённого интернет-заказа менять нельзя.
✍️ Верховный Суд в этом деле как бы намекает: если кто-то намеренно взломал сайт, чтобы поменять цены и сделать заказ, то магазин не обязан его доставлять.
✍️ В Жизе есть подробный гайд — почитайте его, чтобы правильно оформить оферту на сайте и заказы покупателей: Как продавать товары онлайн и не нарушить права потребителей.
Держите товары и ценники под контролем
Если у вас Эвотор, вести товарный учёт и формировать ценники можно прямо на кассе с помощью приложения:
- загружайте номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактируйте карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавайте данные из кассы в 1С;
- следите за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymNTWRW

Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Что скажете?
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2654
3124
3349
2778
1596
1680
4758
2389
2109
2427
2699
3574
3478
1963
2671
2317
2805
1862
2062
425
1118
353
1142
654
331
2355
1675
4096
990
1046
1422
458
645
486
1032
15593
782
402
599
421
435
440
517
337
404
295
366
2648
1470
368
427
337
256
1011
303
249
329
238
334
781
281
2001
683
554
437
278
Заманчиво.