- Истории
- Невидимый ценник: как покупатель пытался обвинить магазин в обмане
13 сентября 2023
Невидимый ценник: как покупатель пытался обвинить магазин в обмане
В розничном магазине не оказалось ценника на полотенца определённого цвета. Покупатель решил, что к полотенцу относится другой ценник с ценой в два раза ниже. Из-за этой мелочи магазину пришлось иметь дело с Роспотребнадзором, а потом ещё девять месяцев доказывать в суде, что они не мошенники.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Голубое полотенце по цене бирюзового
Иркутский магазин торгует в розницу товарами для дома. Однажды в магазин приходит мужчина и говорит, что вчера купил у них два полотенца, но ему неверно пробили оплату на кассе. Под полотенцем стоял ценник 329 ₽, он взял две штуки, а ему пробили каждое по цене 649 ₽. И взял он цену 329 ₽ не с потолка. Перед покупкой он сфотографировал витрину с полотенцами, и ценника на 649 ₽ там не было.
Покупатель требует вернуть ему разницу в цене, и в магазине начинают разбираться, как так вышло. На полках магазина лежат полотенца разных цветов и плотности. Мужчина взял два голубых полотенца весом 390 граммов, цена каждого 649 ₽ — по ней и пробили на кассе, она же стоит в чеке, который выдали мужчине. А ценник 329 ₽ — для другого полотенца: бирюзового, весом 295 граммов.
Покупатель заявляет, что его обманули. Магазин отвечает, что ничего подобного делать не собирался и разницу в цене не вернёт. Надо было смотреть, что написано на ценнике, и сличать это с товаром. Тогда мужчина пишет жалобу в Роспотребнадзор и требует, чтобы магазин наказали за обман потребителя в плане качества товара.
Обман потребителя относительно свойств или качества товара — это, к примеру, когда магазин продаёт стол из ДСП под видом натурального дерева, чтобы взять с покупателя побольше. За подобное есть штраф: для ИП — от 12 000 ₽ до 20 000 ₽, для компаний — от 100 000 ₽ до 500 000 ₽ (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ).
В этом деле покупатель хотел, чтобы магазин наказали именно по этой статье, то есть штраф мог бы быть до полумиллиона. Его пришлось бы заплатить государству, но после этого покупатель мог бы ещё раз подать в суд и отсудить деньги за моральный вред и обман — уже лично себе.
Роспотребнадзор не видит обмана
Роспотребнадзор проверяет магазин. Просит у покупателя чек на полотенца и фотографии ценника, которые он сам же и сделал. В чеке полотенца голубые, а на ценнике — бирюзовые. Инспекторы предлагают мужчине принести купленные полотенца, но он игнорирует приглашение. Роспотребнадзор делает вывод: магазин покупателя не обманывал, но косяк в его работе всё же есть.
На голубые полотенца за 649 ₽ на полке не было ценника. Вот мужчина и решил, что ценник 329 ₽ относится ко всем полотенцам. Роспотребнадзор штрафует магазин на 10 000 ₽ за нарушение правил продажи в рознице и закрывает дело.
Продавец обязан поставить ценник на каждый товар. На ценнике указать наименование и цену за единицу товара (п. 3 правил продажи товара в рознице).
За нарушение правил розничных продаж штраф для ИП — от 1000 ₽ до 3000 ₽, для компаний — от 10 000 ₽ до 30 000 ₽ (ст. 14.15 КоАП РФ).
Покупателя решение не устраивает: он хочет, чтобы магазин наказали за обман потребителя. Он подаёт в суд и требует, чтобы Роспотребнадзор завёл-таки дело и оштрафовал магазин.
Так всё же обман или халатность?
Суд вызывает на заседание представителей магазина и Роспотребнадзор, смотрят жалобу покупателя. Мужчина настаивает, что на полотенце специально поставили другой ценник, чтобы обманывать людей и брать за товар в два раза больше, а не просто по недосмотру персонала магазина. Роспотребнадзор просто не захотел разбираться в коварной схеме.
Роспотребнадзор говорит, что магазин проверили, за отсутствие ценника наказали. На предмет обмана тоже бы проверили, но мужчина сам не захотел показать им купленное полотенце.
Магазин согласен с госорганом: у нас просто не было ценника на один из цветов полотенца. Нас за это оштрафовали.
Суд делает вывод: отсутствие ценника на товар — не обман покупателей. Обман — это намеренная ложь и замалчивание фактов, и всё должно быть сделано тихо, чтобы покупатели не поняли. А в магазине просто недосмотрели за ценником. Хотя в чеке на полотенца мужчина мог прочитать, что купил именно голубые полотенца, а на ценнике на полке было написано совсем другое. Дело за обман потребителей на магазин не заводят. Мужчина обжалует решение суда в апелляцию, но снова проигрывает.
Памятка предпринимателю: как рознице правильно поставить ценник на товар
👉 Ценник на товар нужен, чтобы покупатель выбрал нужный ему товар и не перепутал с другим (ч. 1 ст. 10 закона о правах потребителей).
👉 Ценник ставят на каждый товар или группу одинаковых товаров. На ценнике пишут наименование товара и цену за штуку или единицу измерения (п. 3 правил продажи товара в рознице).
👉 Цену пишут в рублях (п. 3 ч. 2 ст. 10 закона о правах потребителей).
👉 Ценник должен быть актуальным. Нельзя вешать в зале объявление, что цену надо уточнить на кассе — так пояснил Роспотребнадзор.
👉 До 2021 года было требование, чтобы ценники были в одном стиле. В действующих правилах розничных продаж этого требования нет.
Держите товары и ценники под контролем
Если у вас Эвотор, вести товарный учёт и формировать ценники можно прямо на кассе с помощью приложения:
- загружайте номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактируйте карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавайте данные из кассы в 1С;
- следите за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanymNTWRW
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2439
3037
2685
1561
1528
1654
3988
2312
2044
2378
2642
3438
3379
1932
2526
2271
2607
1796
2024
403
832
310
926
545
298
2127
1625
3634
964
991
1353
435
592
446
965
8865
719
370
548
337
399
402
473
316
373
273
320
2404
1212
331
370
312
229
874
274
228
296
212
280
681
244
1919
632
514
399
245
Что скажете?