- Истории
- Тайна кукурузного печенья: как поставщик прислал кондитеру не тот заказ

24 мая 2023
Тайна кукурузного печенья: как поставщик прислал кондитеру не тот заказ
Владелица кондитерского цеха заказала у поставщика продукты для производства, но вместо них ей прислали 224 коробки готового печенья. На вопрос, в чём дело, поставщик ответил, что в данном случае имеет право изменить ассортимент поставки. В нюансах этой истории разбирались три судебные инстанции, а мы подсмотрели и подслушали.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Неожиданно сладкая посылка
Небольшой кондитерский цех из Минусинска находит нужные ему продукты у поставщика из Новосибирска. Стороны договариваются, что цех будет заказывать продукты партиями. Ассортимент каждой партии будут прописывать в счёте и товарной накладной. Первые две поставки проведут по стопроцентной предоплате, дальше — с отсрочкой платежа. Стороны заключают договор.
Цех делает первый заказ на 63 336 ₽. Поставщик высылает счёт, в котором перечисляет ассортимент заказанных продуктов. Но цех оплачивает только 30 000 ₽, остальные деньги задерживает. Поставщик нанимает транспортную компанию и отправляет заказ из Новосибирска.
Транспортная компания доставляет заказ, а в нём вместо продуктов — 224 коробки печенья из кукурузных хлопьев. Но в цехе не перепродают чужие сладости, а готовят свои — фасованное печенье им не нужно. Покупатель не подписывает товарную накладную и требует вернуть предоплату.
Идёт время, но переговоры и письменные претензии не дают результата. Тогда цех идёт в суд с требованием вернуть 30 000 ₽ за неполученные продукты и 1951 ₽ процентов за задержку возврата денег.
Первый суд: ассортимент — это святое
Стороны встречаются в суде, у каждого своё видение проблемы.
Кондитерский цех: мы занимаемся выпечкой хлеба, тортов и пирожных. У этого поставщика мы заказали нужные для нашего бизнеса продукты, а получили готовое печенье. Что нам с ним делать? Пусть вернёт аванс и проценты за задержку.
Поставщик: цех сделал заказ на 63 336 ₽, а перевёл только половину, хотя договор был о стопроцентной предоплате. Мы так и не дождались остальной части денег, поэтому аннулировали заказ в первоначальном ассортименте, но устно договорились, что на полученные 30 000 ₽ пришлём печенье. Цех печенье получил, куда он его денет, не наша забота.
Кондитерский цех: устной договорённости не было.
Суд: прав кондитерский цех. В ассортименте заказа не было печенья, а доказать устную договорённость о замене товара поставщик не может. А раз товара нет, значит, нужно вернуть предоплату и проценты за задержку с возвратом.
Поставщик не соглашается и подаёт на пересмотр в апелляцию.
Второй суд: главное — факт поставки
Поставщик: устная договорённость о поставке печенья была, просто поверьте нам.
Кондитерский цех: никакой устной договорённости не было — не могли кондитеры заказать готовое печенье. Другой товар мы не получали — на товарной накладной нет нашей подписи.
Суд: прав поставщик, ведь по факту поставка состоялась. Поставщик отправил печенье транспортной компанией, а обратно его не получил. Значит, печенье лежит у кондитеров — пусть сами решают, что с ним делать. Аванс в 30 000 ₽ считается отработанным и цеху никто ничего не должен.
Настаёт очередь цеха подавать на пересмотр — он пишет жалобу в кассацию.
Третий суд: всё дело в подписи
Кондитерский цех: поставщик прислал ненужное нам печенье, чтобы не возвращать деньги.
Поставщик: цех сам хотел это печенье — второй суд мы в этом уже убедили.
Суд: всё-таки прав кондитерский цех. Поставщик не мог поменять ассортимент на своё усмотрение, пусть даже цех недоплатил, несмотря на договорённость, — покупатель законно не принял печенье. В товарной накладной нет его подписи, а значит, поставка не состоялась. Поставщик должен вернуть деньги, решение первого суда было правильным.
Памятка предпринимателям про ассортимент товара по договору поставки
🥮 Когда в договоре поставки прописан ассортимент товара, поставщик обязан привезти покупателю именно его. Замену ассортимента покупатель вправе не принимать и не платить за товар. Если же ассортимент не обговорили, но поставщик знает, для каких целей покупатель сделал заказ, он вправе сам определить конкретный ассортимент (ч. 2 ст. 467 ГК РФ).
Если у вас Эвотор, управлять ассортиментом можно прямо в личном кабинете с помощью приложения:
- загружайте номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактируйте карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавайте данные из кассы в 1С;
- следите за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranym3J3ui
🥮 О нарушении ассортимента покупатель обязан сообщить поставщику. Обычно срок для такого сообщения есть в договоре поставки. Если нет — сообщить о нарушении нужно в разумный срок. Иначе товары считаются принятыми.
🥮 Покупатель может принять товар и в другом ассортименте. Тогда поставщик обязан пересчитать стоимость поставки (ст. 468 ГК РФ).

Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2736
3177
3422
2834
1615
1586
1693
4964
2418
2133
2746
3600
3512
1980
2736
2328
2828
1887
2078
433
1231
368
1222
685
347
2457
1728
4331
1009
1060
1443
475
676
513
1102
16040
851
421
618
443
457
457
543
350
423
309
381
2814
1578
390
457
366
264
1083
316
258
346
249
380
831
296
2188
703
571
462
290
Что скажете?