- Истории
- Загадка просроченных семечек: как оптовик пытался вернуть поставщику порченый товар
13 июня 2023
Загадка просроченных семечек: как оптовик пытался вернуть поставщику порченый товар
Оптовик закупил у небольшого производителя семечки и перепродал в магазины. Но покупатели стали их возвращать, потому что они неприятно пахли. Товарная экспертиза показала, что семечки несъедобные. Оптовик пошёл судиться с производителем, но не получил ни копейки. Узнайте, какая ошибка его сгубила.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Солёные прогорклые семечки
В октябре 2010 года компания-оптовик из Челябинска покупает у производителя из Саранска партию белых солёных семечек по 100 г в пакетике. Стороны заключают договор поставки на 224 910 ₽. Предприниматель показывает сертификат качества на товар. На пакетиках с семечками указано, что они изготовлены в сентябре, а срок годности — шесть месяцев. Оптовик подписывает накладную на семечки без замечаний и переводит оплату.
Всегда требуйте сертификат качества на товар
Сертификат означает, что данный продукт безопасен для человека — его выдаёт испытательная лаборатория (ст. 4 закона о безопасности пищевой продукции).
В январе 2011 года оптовик распродаёт розничным магазинам часть закупленной партии, а в феврале ему начинают поступать возвраты. Магазины говорят, что люди возвращают семечки, жалуясь на затхлый запах. В марте оптовик заказывает в Челябинской торговой палате экспертизу семечек, которые ему вернули магазины. Эксперты делают вывод: семечки прогорклые, людям такое есть нельзя.
В апреле 2011 года оптовик пишет производителю претензию и требует вернуть 92 795 ₽ — стоимость распроданных семечек, по которым эксперты подтвердили просрочку, плюс 13 678 ₽ — расходы на экспертизу. Производитель деньги не возвращает и напоминает, что вместе с семечками передавал сертификаты на них, а накладные покупатель подписал без замечаний. Тогда оптовик идёт судиться.
Один на экспертизе не воин
Оптовик приносит в суд заключение экспертов, где сказано, что семечки испорчены.
Производитель показывает пакетик семечек из той самой партии, которую он продал оптовику, и предлагает посчитать сроки. Мол, в октябре мы продали семечки, а в апреле, когда срок годности прошёл, получили претензию о просрочке. Экспертизу провели без нас, хотя по закону поставщик и покупатель вместе проверяют качество товара. Когда мы получили претензию, совместно проверить качество семечек было уже невозможно, потому что срок их годности закончился. Если бы оптовик сразу нас вызвал, мы бы решили вопрос.
Суд говорит: мы не знаем, когда семечки испортились на самом деле. В договоре поставки сказано, что, если пришёл брак, нужно составить акт, который подписывают обе стороны. Но оптовик мало того что не позвал производителя для составления акта, но ещё и провёл экспертизу без него. По закону так нельзя. Сначала оптовик вёз семечки из Саранска в Челябинск, потом три месяца они у него где-то лежали до продажи в розничные магазины. Нет никаких доказательств того, что производитель продал просрочку, поэтому он ничего не должен.
Щепотка соли напоследок
Оптовик два раза обжалует решение, но всё же проигрывает дело. Тогда он пишет на производителя заявление в полицию, где указывает, что производитель якобы сделал подлог, который заметили только сейчас. Мол, он показал суду семечки из новых партий своего производства, а не из просроченной. Оптовик пишет заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но полиция и суд в один голос говорят, что доказательств подлога нет.
От редакции: честно говоря, мы в Жизе тоже не поняли сути подлога, о котором юрист оптовика говорил в суде, но не могли не сказать про этот аргумент.
Памятка предпринимателям о поставке просрочки
🍏 Срок годности — это период, когда продукт можно съесть без вреда для здоровья. Срок годности устанавливает производитель. Просроченный товар считается некачественным, такой недостаток товара — существенный, потому что свежесть не вернуть (ст. 469 и 472 ГК РФ).
🍏 Просрочку можно вернуть поставщику. Если покупателю доставили испорченный товар, он может потребовать с поставщика замену или деньги. Но поставщик отвечает, только если покупатель докажет, что товар испортился ещё до передачи. Для этого проводят экспертизу (ст. 476 и 518 ГК РФ).
🍏 Проверять качество нужно вместе с продавцом. Качество товара покупатель проверяет в момент доставки — порядок проверки обычно прописан в договоре поставки. Если обнаружена просрочка, нужно сразу письменно сообщить об этом поставщику. Если просрочку обнаружили уже после приёмки, всё то же самое: нужно уведомить поставщика в срок, который указан в договоре, а если срок не прописан, то как можно быстрее. Если упустить момент проверки и экспертизы, с поставщика снимается ответственность (ст. 483 и 513 ГК РФ).
Держите сроки годности товаров под контролем
Если у вас Эвотор, вести товарный учёт можно прямо в личном кабинете с помощью приложения:
- загружайте номенклатуру в кассу из файла Эксель;
- редактируйте карточки товаров прямо на кассе или компьютере;
- передавайте данные из кассы в 1С;
- следите за остатками товаров.
Все подробности про приложение «Управление ассортиментом» →
На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2Ranym3J3ui
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2Ranyo1JN64
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2439
3037
3206
2685
1561
1528
1654
3988
2312
2378
2642
3438
3379
1932
2526
2271
2607
1796
2024
403
832
310
926
545
298
2127
1625
3634
964
991
1353
435
592
446
965
8865
719
370
548
337
399
402
473
316
373
273
320
2404
1212
331
370
312
229
874
274
228
296
212
280
681
244
1919
632
514
399
245
Что скажете?