- Истории
- Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками
18 июля 2022
Закодированная вакансия: как программисты спорили с антимонопольщиками
В 2015 году компания из Орла разместила на городском баннере вакансию на языке программирования. Баннер заметили в антимонопольной службе и сказали убрать, чтобы реклама на иностранном языке не сбивала с толку людей. Компания не послушалась и стала спорить: суды длились год, дело прошло три инстанции, по нему высказались восемь разных экспертов. Узнайте, чем всё кончилось.
- Автор: Елена Мехоношина
- Редактор: Ирина Ситникова
Наружную рекламу контролирует антимонопольная служба — ФАС. Антимонопольщики замечают баннер, приглашают Компанию на разбирательство и признают объявление ненадлежащей рекламой. Мол, текст составлен на иностранном языке — английском, его смысл поймёт не каждый человек. ФАС выносит предписание убрать рекламу и больше нигде её в таком виде не публиковать.
В рекламе не допускаются иностранные слова и фразы, которые могут исказить её смысл. Реклама разрешена на русском языке и на языке республики, входящей в состав России (п. 1 ч. 5 ст. 5 и ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе, ч. 2 ст. 3 Закона о государственном языке в РФ).
Компания считает, что антимонопольщики в корне неправы. Во-первых, на их баннере изображён фрагмент авторского кода на языке программирования С++, а не на английском. Во-вторых, они разместили вакансию — то есть объявление о поиске сотрудников-программистов. А вакансия — это не реклама, она не продвигает ни товары, ни услуги, ни саму компанию. Компания нанимает юриста и идёт в суд обжаловать предписание антимонопольщиков.
Для тех, кто с Эвотором
Сервис Эвотора «Книга учёта доходов и расходов» самостоятельно посчитает сумму авансовых платежей. Вам не придётся тратить время на утомительные расчёты.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynrXpzU
Суд, экспертизы, соцопросы
В суде Компания говорит, что они разместили вакансию на языке программирования, а не рекламу на иностранном. Она предназначена для программистов. Людей в заблуждение никто не вводил.
Антимонопольщики продолжают спорить. Компания рекламировала работу у себя. Для проходящих мимо баннера людей это воспринимается как обычная реклама. Текст составлен на английском, и он может запутать. Налицо реклама на иностранном языке с искажённым смыслом, которая запрещена по закону. Компания обязана убрать баннер и больше этот креатив нигде не размещать.
Вопрос о языке решают задать экспертам. Зовут инженера-программиста и специалистов из Орловского госуниверситета: кандидата, доцента и доктора технических наук и кандидата филологических наук. Их заключения такие:
- Программист: на баннере фрагмент кода на языке программирования С++. Если нарушить последовательность символов, будет сбой программы. Это своего рода тест на знание С++.
- Кандидаты технических наук: да, это фрагмент кода на С++. Язык программирования нужен, чтобы писать программы, люди между собой на нём не общаются.
- Филолог: в тексте нет местоимений, артикля и окончания, поэтому это не английский язык.
Антимонопольщики же в защиту своей правоты приносят письмо от кандидатов филологических наук и соцопрос из другого Орловского университета. Вот их мнение:
- Филологи: в тексте есть английские слова, которые переводятся как «если, нужда, работа, иметь, навык, идти, к». Такое сочетание слов воспринимается как призыв работать в Компании.
- Данные соцопроса: опросили 200 человек, 101 из которых посчитал баннер рекламой, в том числе 72 человека увидели на нём рекламу вакансии.
Суд смотрит все заключения и делает такой вывод.
На баннере действительно изображён фрагмент кода, а не текст на английском. Кроме того, Компания не рекламирует ни себя, ни свои услуги, а предлагает работу узкому кругу людей — программистам. Таким способом она одновременно разместила вакансию и тестовое задание. Предложение о работе не попадает под определение рекламы, а к вакансии никаких требований по языку нет. Антимонопольщики не правы, их предписание незаконно, Компания не обязана убирать свой баннер.
Реклама — это информация для всех людей, которые её увидят. Цель рекламы — привлечь внимание к товару, услуге, бренду, сформировать к ним интерес и продвинуть на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Требования к рекламе не касаются обычных объявлений компаний и предпринимателей (п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
Антимонопольщики не сдаются и пишут апелляционную жалобу.
Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках.
«Управление ассортиментом» сейчас работает с Яндекс Маркетом, Озоном, СберМаркетом и Вайлдберрис.
На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranyn1jHoe
Судьи из апелляции читают заключения экспертов и соцопросы и тоже встают на сторону Компании. Рекламой это быть не может, потому что Компания зовёт работать к себе, а не продвигает услуги по трудоустройству. И неважно, что вакансия размещена на рекламной конструкции, место не сделало её рекламой. Компания права, а антимонопольная служба — нет.
ФАС идёт ещё выше и пишет жалобу в кассационную инстанцию. Но там в очередной раз раз подтверждают, что вакансия Компании не является рекламой на иностранном языке.
Подписаться
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynXJgBS
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Судебные дела
2439
3037
3206
2685
1561
1528
1654
3989
2312
2044
2378
2642
3438
3379
1932
2527
2271
2607
1796
2024
403
832
310
926
545
2127
1625
3634
964
991
1353
435
592
446
965
8866
719
370
548
337
399
402
473
316
373
273
320
2404
1212
331
370
312
229
874
274
228
296
212
280
681
244
1919
632
514
399
245
Что скажете?